Реголит на-гора. Россия начнет добычу полезных ископаемых на Луне.

На XXV Международном научном симпозиуме “Неделя горняка — 2017” подписано соглашение о создании консорциума по освоению космической сырьевой базы. В него вошли вузы, промышленные предприятия, консалтинговые компании: НИТУ “МИСиС”, инвестиционная компания Kama Flow, компания Itessa, ООО “ГАН” (производит оборудование для магнитно-импульсной обработки материалов), Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники, Томский госуниверситет, Горный институт.
Большинство подписантов около двух лет назад основали Клуб космических старателей, который задумался о производстве компонентов горючего (например, водородного топлива) и создании элементов и конструкций космической техники непосредственно в космосе. “Стороны выражают стремление осуществлять сотрудничество на долгосрочной основе в сфере разработки принципиально новых технологий для освоения традиционных и нетрадиционных сырьевых ресурсов”, — говорится в тексте соглашения.
Совместная работа Клуба космических старателей началась в 2015 году, когда он провел совещание “Принципы частно-государственного партнерства в вопросах освоения природных космических объектов”. Летом 2016 года в Агентство стратегических инициатив были представлены базовые положения проекта “Космический Газпром” (основная идея которого — заправлять спутники с Луны), который, по мнению разработчиков, должен обеспечить лидерство России на международном космическом рынке за счет создания нового сектора космической экономики — технологий по обеспечению сырьевой базой космической инфраструктуры.
В проекте были сформулированы критерии технических требований к космическому горному оборудованию, включая допустимые значения энергоемкости процесса и материалоемкости технологического оборудования. Результатом реализации проекта должна стать выдача на-гора космической продукции, как то: аналогов грунтов природных космических объектов, робототехнических горно-перерабатывающих комплексов, орбитальных заправочных станций.
В документе указывалось, что горно-космические технологии должны иметь в качестве приоритетного направления снижение материалоемкости, а не энергоемкости. А наиболее коммерчески привлекательным проектом в настоящее время является создание системы орбитальных заправочных станций.
В рамках юбилейного XXV Международного научного симпозиума “Неделя горняка — 2017” состоялся круглый стол “Новые возможности инновационного развития горной перерабатывающей отрасли. К вопросу освоения сырьевой космической базы”, на котором были рассмотрены проблемы разведки, добычи и переработки сырья на природных космических объектах, а также обсуждалось формирование образовательных программ для подготовки кадрового резерва отрасли.
Было отмечено, что из-за ряда ограничений — технологических и ценовых — использование типовых горно-перерабатывающих технологий для добычи сырья в космосе и доставка его на Землю сегодня невозможны. В обозримом будущем в качестве объекта для добычи и переработки полезных ископаемых вне Земли рассматривается Луна, поверхностный слой которой — реголит — состоит из частиц разрушенных горных пород.
Новое направление промышленности — космическая горно-перерабатывающая отрасль — находится только в стадии формирования. На реализацию горно-космического проекта может потребоваться от 5 до 15 лет. Сейчас доля России на мировом рынке космических услуг составляет 0,6%. Создав новый сектор космической экономики, в который будут входить технологии космического горного оборудования, наша страна сможет выйти в лидеры международного космического рынка.
Участники клуба “Космические старатели” рассказали о проекте “Космический Газпром”.
— Выход в космос — это важный вызов для каждой цивилизации, — отметил проректор по инновационной деятельности ТГУ Константин Беляков. — Вузам нужно уметь готовить новых специалистов и в этом направлении. В ТГУ этим проектом занимается Управление инновациями, также мы прорабатываем возможность создания испытательного центра”.
В рамках круглого стола ученые обсудили вопросы разведки, добычи и переработки сырья на природных космических объектах. По мнению исследователей, доставка добытых в космосе полезных ископаемых на Землю экономически нецелесообразна. Интерес представляет переработка полезных ископаемых непосредственно на станции добычи в космосе.
Поверхностный слой Луны — реголит — состоит из частиц разрушенных горных пород. Уже сегодня ученые разрабатывают аналоги грунтов природных космических объектов для испытания космической техники. На круглом столе они представили аппарат для производства аналога реголита и два экспериментальных состава. Плазменная установка ГАН-ЛП разработана учеными центра “Инновационные горные технологии” в сотрудничестве с компанией “ГАН”, Горным институтом и ТУСУР. Полученные результаты лягут в основу совместного проекта по добыче водорода и гелия на Луне.
Стоимость реализации нового проекта около 400 миллионов долларов. Среди источников финансирования названы венчурный бизнес, государственные субсидии и гранты. Проект рассчитан до 2025 года.
Подготовил Андрей СУББОТИН