Логично, ибо абсурдно. В Петербурге выселяют университет, которым должны гордиться.

Пренеприятнейший сюрприз в канун Нового года преподнес Европейскому университету в Санкт-Петербурге Комитет имущественных отношений (КИО) городского правительства! Ни больше ни меньше — уведомление о расторжении договора аренды здания по Гагаринской улице, известного как бывший особняк графа Кушелева-Безбородко, или Малый мраморный дворец, где и располагается один из самых продвинутых вузов страны. В уведомлении шершавым канцелярским языком предложено по истечении пяти дней с момента его отправки 27 декабря освободить означенный объект.

Основания? Выявленные нарушения эксплуатации здания — памятника федерального значения, в частности наличие нескольких металлопластиковых оконных рам, самовольных перепланировок и пристройки во дворе (заметим, доставшейся университету в наследство от прежнего арендатора). 
О пристройке уведомляющие давно и прекрасно знали (но молчали), ведь учредителями университета принципиально нового типа — для обучения аспирантов в области социальных и гуманитарных наук, — возникшего в 1994 году по инициативе первого мэра города Анатолия Собчака, первоначально были городские комитеты по управлению госимуществом (ныне КИО) и по культуре, а также два института РАН и Союз ученых. И здание было предоставлено вузу целевым назначением, согласно договору, до 2063 года!
Но главное, масштабный проект предстоящей реставрации дворца, в котором когда-то обитала супруга императора Александра II княгиня Юрьевская, вплоть до восстановления уникального паркета из 35 пород дерева с вставками из перламутра, уже согласован с городским Комитетом по охране памятников. В 2013 году был проведен международный конкурс, победителем которого стал французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт, автор проекта Русского духовно-культурного центра в Париже. На реставрацию и адаптацию дворца для научно-образовательных целей потребуется около 2 миллиардов рублей. Причем университет, сменивший учредителей (сегодня это российские ученые, деятели культуры, предприниматели), не намерен залезать в городской бюджет. Примерно половина средств будет выделена из фонда целевого капитала ЕУСПб, одного из крупнейших среди вузов России, вторую обещали предоставить доноры. 
Но, видимо, не всех подобный сценарий устраивает. Поводом для внеплановых проверок вуза (прошлым летом их было 11) стали жалобы ряда озабоченных граждан. Их, очевидно, раздражает, что университет — Европейский, негосударственный, с блестящей международной репутацией. Они и Эрмитажу пытаются диктовать выставочную политику. Удивительно, что чиновники сошлись с ними в готовности сделать бомжом детище Собчака и его сподвижников.
Это далеко не первая атака на Европейский университет. В 2008 году его закрытия добилась противопожарная служба, внезапно обнаружившая полсотни нарушений. Учебный процесс был прекращен на 42 дня. Но тогда ларчик открывался просто: университет выиграл грант ЕС на подготовку наблюдателей для мониторинга выборов. Как только в ЕУСПб осознали, что дыма без огня не бывает, и отказались от гранта, проблемы сошли на нет. Наученный опытом вуз с октября 2015 года избегает любых форм зарубежного финансирования, чтобы не подпасть под законодательство об иностранных агентах, чем, к слову, ставит себя в неравное положение с государственными вузами — им-то получать на проекты денежку из-за рубежа не возбраняется.
В конце прошлого года университет оказался на грани лишения права на образовательную деятельность после проверок Рособрнадзора, также выявивших ряд формальных нарушений вроде несоблюдения доли преподавателей-практиков по одной из магистерских программ на 3,7% (см. “Поиск” №50, 2016). Лицензию удалось временно “разморозить”, окончательно вопрос будет решаться в суде. И вот новая напасть с несоразмерными “преступлением” и наказанием. 
Стандартная версия о том, что кто-то хочет выжить университет из дворца, чтобы занять его место, маловероятна — интересантов не просматривается. Да и в реставрацию престижных, но весьма потрепанных временем апартаментов надо вложить огромные деньги (кстати, ЕУСПб уже затратил порядка 2 миллионов долларов на подготовку проектной документации). Впрочем, соучредитель университета член-корреспондент РАН Николай Вахтин считает, что все “наезды” на вуз прекрасно вписываются в логику абсурда — непременно зарезать курицу, которая несет золотые яйца: и кадры топ-уровня готовит, и актуальные исследования проводит, подтверждая высокий статус отечественного образования, и утечку умов на Запад предотвращает, и сохранением культурно-исторического наследия занимается…
Между тем Президент России начинания университета одобряет. На письме председателя Попечительского совета вуза, генерального директора Государственного Эрмитажа академика Михаила Пиотровского и главы Попечительского совета фонда ЕУСПб Алексея Кудрина от 13 июля 2015 года с рассказом о достижениях и планах университета, включая намерение назвать один из обновленных залов дворца именем Анатолия Собчака, Владимир Путин начертал: “Согласен. Ливанову Д.В. Полтавченко Г.С. Фурсенко А.А. Поддержите”.
Вряд ли в правительстве города об этой резолюции не знают. Ректор университета, член Совета при Президенте России по науке и образованию Олег Хархордин предположил, что не знают в отдельно взятом Комитете имущественных отношений, и обратился за официальным разъяснением в Смольный. Грозное уведомление вузовцами, естественно, оспорено — иск принят и будет рассматриваться в арбитражном суде Санкт-Петербурга 15 марта. Комитет уже сообщил, что, учитывая идущий учебный процесс, не требует немедленного выселения университета. А значит, преподаватели и студенты после очередной нервной встряски могут слезть с чемоданов. Надолго ли?
Аркадий СОСНОВ
Фото с сайта https://rutwi.ru

Нет комментариев