И микробов вылечат

Журнал Forbes написал о тенденциях в биотехнологии, заслуживающих особого внимания в 2017 году.
Отбор направлений, которые сохранят актуальность в наступившем году, основан на опыте обозревателя Forbes Люка Тиммермана (Luke Timmerman), отслеживающего события в мире биотехнологии и биотехнологические стартапы на протяжении многих лет. Одна из самых заметных, на его взгляд, тенденций связана с проблемой лечения болезни Альцгеймера, которую Тиммерман называет демографическим айсбергом. По мере старения поколения бэби-бумеров — а это самая большая часть населения США — болезнь Альцгеймера к 2040 году перетянет на себя не меньше четверти бюджета федеральных программ медицинского страхования. Адекватного ответа на это у фармацевтической промышленности нет, несмотря на миллиарды долларов, инвестируемые в создание таргетированных препаратов антител, которые нацелены на скопление амилоидных бляшек, лишающих стареющего человека памяти и ослабляющих его когнитивные способности. Однако в последние месяцы поддержку инвесторов находит альтернативный подход: две компании, Yumanity Therapeutics и Annexon Biosciences, привлекли более 40 миллионов долларов каждая на создание нового механизма поиска средств борьбы с болезнью Альцгеймера и другими нейродегенеративными заболеваниями путем прекращения уничтожения нервных синапсов иммунной системой. В качестве примера целесообразности диверсификации подходов Forbes сообщает о недавнем улучшении когнитивных способностей и памяти у небольшой группы пациентов, принимавших давно известное противовоспалительное лекарство.
Лекарства для нас и наших микробов — другое перспективное направление развития биотехнологического предпринимательства. Благодаря современным инструментам секвенирования ДНК у ученых появилось более четкое представление о сосуществовании человека с его микробиомом, то есть с триллионами бактерий в кишечнике и на коже. В частности, недавно появились данные о том, что бактериальный состав кишечника влияет на наше настроение, и это породило идеи о поиске новых путей лечения депрессии и других расстройств центральной нервной системы. Вопрос о том, как именно биотехнология и фармацевтическая промышленность могут справиться с этой задачей, пока открыт, но инвестиции в разработку препаратов, основанных на знаниях о микробиоме, понемногу поступают. Массачусетская компания Seres Therapeutics сообщила недавно об успешном лечении псевдомембранозного колита, который вызывает бактерия Clostridium difficile, фекальной трансплантацией, еще ряд стартапов получили поддержку для изучения того, что называется “ось кишечник — головной мозг”, с целью лечения аутизма и болезни Паркинсона.