Вначале были сказки

Портал Sciencemag.org напомнил о важных научных открытиях 2016 года, ускользнувших от внимания других научно-популярных изданий.
В канун Нового года редакция Sciencemag.org, аффилированная с журналом Science, в порядке обратного отсчета представила 10 прорывов года, отобранных посетителями портала. Начинается предновогодний список открытием “бессмертных генов”: у мышей и аквариумной рыбки обнаружена посмертная активация сотен генов, среди которых гены эмбрионального развития, обычно отключающиеся после рождения, а также гены, имеющие отношение к раковым заболеваниям.
Следующее открытие года: сказка как жанр может быть старше Библии. Международная группа лингвистов проанализировала сказочные сюжеты, встречающиеся у многих народов мира: 275 сказок с магическими корнями были сведены к 76 основным историям, исходящим из других историй, которые прослеживаются до времени раскола индоевропейских языков на западную и восточную ветви, произошедшего около 5000 лет назад.
Более 400 лет могут жить гренландские акулы: биологи установили, что возраст репродукции у самок этого животного наступает не раньше 156 лет.
Растения азартны и способны принимать рисковые решения. Израильские ученые выяснили, что при выборе между сосудом с постоянным притоком питательных веществ и горшком, где их уровень менялся, растения  “перебрасывали” почти все корни в “стабильный” сосуд. Однако при наступлении неблагоприятных условий, когда уровень питательных веществ в сосуде с постоянным их притоком был низким, растения предпочитали горшок с нестабильным, но временами хорошим питанием.
Роль Солнца на других планетах могут играть космические лучи. К такому предположению астробиологи пришли после изучения бактерии Desulforudis audaxviator, которая выживает глубоко под землей, поедая побочные продукты радиоактивного распада урана, тория и калия.
Человечество все еще эволюционирует: относительно быстро изменяются гены, определяющие рост и цвет глаз, а вариант гена, которым обусловлена склонность к курению табака, утрачивается за одно поколение.
Живший 66 миллионов лет назад Tyrannosaurus rex передвигался со скоростью не больше восьми километров в час: на это указали следы животного, найденные в Вайоминге.
Зоологи наблюдали в ушедшем году редчайшее проявление межвидового альтруизма: горбатый кит спас тюленя от хищников-касаток.
Гляциологи предсказали появление в экосистеме токсичных отходов, оставшихся на заброшенной военной базе США в Гренландии, в результате изменения климата и таяния льдов к 2090 году.
И наконец, самая популярная публикация года посвящена вопросу о том, почему митохондрии — бывшие бактерии, ставшие органеллами клеток многоклеточных организмов, — все еще имеют собственную ДНК, хотя большая часть необходимых клетке генов сконцентрирована в ядре. Прямого ответа нет, но полученные данные указывают на жизненную необходимость сохранения генов, управляющих энергетикой, в автономном отсеке.

Изображения с сайта: www.sciencemag.org