Выше Вышки. Частные вузы обошли государственные в рейтинге востребованности.

На исходе года составители национальных рейтингов вузов предоставили своей аудитории возможность увидеть российские университеты одновременно в двух ракурсах. По показателям, отражающим востребованность выпускников работодателями, уровень коммерциализации интеллектуального продукта и индекс цитирования работ сотрудников (на основе базы данных РИНЦ), вузовскую деятельность оценили эксперты Международного мультимедийного пресс-центра “Россия сегодня” совместно с Центром исследования рынка труда в рамках проекта “Социальный навигатор”. Аналитики изучили данные 446 университетов 82 субъектов РФ, включая государственные, ведомственные, муниципальные и частные. Филиалы, военные вузы и университеты культуры и искусства охвачены не были, поскольку их работу, как пояснили авторы исследования, объективно характеризуют иные критерии. 
“Рейтинг востребованности вузов РФ” за 2016 год от МИА “Россия сегодня” — уже второй по счету. Первый, вышедший в 2015 году, по утверждению руководителя проекта “Социальный навигатор” Натальи Тюриной, абитуриенты назвали самым полезным источником информации о вузах среди тех, что они использовали при поступлении.
Методологию авторы решили не менять. Незначительно уменьшилось количество университетов вследствие оптимизации их сети. Рейтинг состоит из шести групп: классические университеты, инженерные (технические университеты), сельскохозяйственные, вузы сферы управления (экономика, финансы, юриспруденция, гуманитарные (педагогические и филологические) и медицинские. Улучшить все три показателя, названных выше, удалось только Национальному исследовательскому ядерному университету “МИФИ”. Он возглавил список инженерных вузов, где в первой тройке также расположились Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики и Самарский государственный технический университет (СамГТУ), поднявшийся за год в рейтинге на 37 позиций. На четвертом месте — Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ), переместившийся туда с прошлогоднего шестого. Высокий показатель коммерциализации интеллектуального продукта позволил существенно улучшить результаты нескольким опорным вузам. Помимо СамГТУ приличный рывок осуществил, к примеру, Донской государственный технический университет (со 118-го на 103-е место).
Лидером рейтинга среди классических университетов, как и в прошлом году, стал МГУ, на втором месте — Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), на третьем — Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ), переместившийся вверх сразу на пять строчек. Ставропольский государственный аграрный университет, Кубанский государственный аграрный университет и поднявшийся с пятого на третье место Донской государственный аграрный университет возглавили рейтинг востребованности сельскохозяйственных вузов. В первой тройке списка гуманитарных — Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет и негосударственный Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Частные вузы оказались наиболее востребованными среди университетов экономического, финансового и юридического профилей — это Российская экономическая школа и Московская высшая школа социальных и экономических наук. Университет “Дубна” (государственный университет “Дубна”) и НИУ “Высшая школа экономики” — на третьем и четвертом местах. Наконец, в списке медицинских вузов лидируют Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, Нижегородская государственная медицинская академия и Сибирский государственный медицинский университет.
Надо отметить, что не все вузы, возглавившие эти таблицы, вошли в недавно опубликованный седьмой ежегодный Национальный рейтинг университетов (НРУ), однако в ТОП-100 как его сводного списка, так и отдельной шкалы оценки по параметру “Бренд” можно найти без малого половину из них. Всего авторы НРУ ранжировали 238 российских университетов по шести основным критериям: образовательная, научно-исследовательская деятельность, социальная среда, интернационализация (международная деятельность), инновации и предпринимательство (технологическое предпринимательство), бренд (вклад в формирование национальной элиты, коммуникации с целевыми аудиториями, медиаактивность, восприятие исследований международным и русскоязычным академическими сообществами).
Рейтинг охватил классические и профильные университеты, включая статусные и негосударственные. Во главе общего списка стоят МГУ, НИЯУ МИФИ и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ). Далее идут Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). Первую десятку замыкают ТГУ и Томский национальный исследовательский политехнический университет (ТПУ).
Три лучших бренда, по версии НРУ, — это МГУ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. Далее в десятке идут УрФУ, НГУ, МФТИ, НИЯУ МИФИ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и ТПУ. А вот по параметру “Инновации и предпринимательство” лидируют НИЯУ МИФИ, МФТИ и МГТУ им. Н.Э.Баумана, тогда как МГУ в данном списке на четвертом месте. 
Составители этого выпуска рейтинга обращают внимание на то, что впервые при оценке бренда университетов были учтены показатели их коммуникационной активности. Причина — в ее существенной активизации, отмеченной аналитиками в 2016 году.
Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев