На принципе включенности. Вузам предлагают роль драйверов развития регионов.

Руководители сибирских вузов собрались в Томском госуниверситете на первое совещание, посвященное Приоритетному национальному проекту “Вузы как центры пространства создания инноваций”. Согласно паспорту проекта, в 2017 году на базе ведущих российских университетов появятся 40 центров инновационного, технологического и социального развития регионов. К 2025 году их количество должно увеличиться до ста. 
Перед новыми центрами, которые получат солидную государственную поддержку, поставят несколько основных задач: создание новых технологий и продуктов, подготовка высококвалифицированных кадров и создание условий, при которых молодые специалисты будут заинтересованы в том, чтобы остаться в своем регионе. Центры должны стать источником позитивных изменений городской и региональной среды. 
Вопросы конкурсной оценки потенциальных участников проекта, модели будущих университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов и параметры их мониторинга ректоры обсудили в формате проектных сессий. Подчеркивалось, что новый проект должен максимально содействовать кооперации расположенных в одном регионе вузов, участвующих в программах “5-100”, “Опорные вузы”, “Федеральные университеты”.
— Средства на инновационные центры будут выделяться по конкурсу, — рассказал председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа, вице-президент Российского союза ректоров Николай Пустовой. — Будет использоваться принцип “двойной вовлеченности”: это и участие в федеральной программе, и развитие региональных инициатив. Регион выступает полноценным “соучастником” процесса инновационного развития — в любой области имеются соответствующие экономические программы (например, программа реиндустриализации в Новосибирской области), посредством которых можно и формулировать задания для вузов, и оказывать им поддержку. 
Важно также использовать всю имеющуюся в регионе инновационную инфраструктуру — кластеры, бизнес-инкубаторы, технопарки. Делая ставку на технологическое предпринимательство, надо учиться на прошлых ошибках и фиксировать интеллектуальную собственность. Так, в свое время в вузах некоторые разработки стали реализовываться через малые предприятия и в конечном итоге “пропали” из поля зрения руководства университета. В данном случае должно быть зафиксировано, что права на использование инноваций и технологий имеют и вуз, и регион. И наконец, важно унифицировать отчетность всех уровней, чтобы она не выходила за пределы разумного, и не наращивать бюрократический аппарат.
В Минобрнауки организована рабочая группа по реализации проекта. До 20 января она принимает предложения от ассоциаций университетов, в конце месяца планируется провести совещание. Организационно-техническую сторону проекта взял на себя Томский госуниверситет.
— На проектных сессиях велись горячие обсуждения, и это свидетельствует о том, что проект нас волнует, он чрезвычайно перспективный для вузов, — подчеркнул ректор ТГУ Эдуард Галажинский. — Хочу всех заверить, что работа будет вестись коллегиально, в открытом режиме, на принципах включенности и доверия каждого участника.
— Не могу не поблагодарить представителей власти, — отметила заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова на закрытии совещания. — Успешность проекта зависит исключительно от того, как мы выстроим взаимоотношения между системой образования и властью в регионах. В этом смысле Томская область является примером.
По материалам пресс-службы ТГУ

Нет комментариев