21734

Проблемы аспирантуры обсудили участники круглого стола «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования». Организовал дискуссию Комитет Госдумы по образованию и науке.

Председатель комитета Вячеслав Никонов отметил, что привычная система подготовки научно-педагогических кадров претерпела изменения в связи с принятием закона «Об образовании в РФ» и превращением аспирантуры в третий уровень образования. Насколько эффективен и оправдан этот шаг, задался вопросом депутат.

Необходимо также понять, какова связь обучения в аспирантуре с защитой кандидатской диссертации, потому как, сказал Никонов, «только 20-25 процентов выпускников аспирантуры выходят на защиту». Нужна ли научная аспирантура, где люди занимаются именно научной работой и на которую не распространяется действие закона «Об образовании в РФ»? Какие степени будут присваиваться и кем? Что делать с сетью диссертационных советов? Как и кто будет определять потребность в кадрах высшей квалификации?

Член Комитета по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев считает, что необходима новая система образовательных стандартов, возможно, дифференциация требований к диссертационным работам. Он предлагает использовать систему трехсторонних договоров для решения проблемы финансирования обучения в аспирантуре.

Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова отметила: «Несмотря на то что в целом обучение в аспирантуре стало доступнее, количество защит диссертаций в процентном отношении к закончившим обучение снизилось. Современные аспиранты не видят смысла, не видят ценности в защите диссертации, и у этого есть объективные причины».

По словам замминистра, требования к аспирантуре как третьему уровню образования слабо оформлены: неясно, кому необходимо подобное обучение, какие новые знания, умения и навыки должен получить выпускник после окончания курса. Статус аспиранта не определен в профессиональных стандартах, квалификационных требованиях, и это ведет к отсутствию заинтересованности. Такую заинтересованность необходимо сформировать, считает Л.Огородова.

По мнению ректора Национального  исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаила Стриханова, важную роль в мотивации аспирантов к защите диссертаций может сыграть синхронизация магистерских и аспирантских учебных программ. Член Комитета ГД по международным делам Ирина Евтушенко обратила внимание на важность продуманной реформы аспирантуры с точки зрения конкурентоспособности российского образования в мире. «Высокий уровень защит диссертаций привлекает иностранных студентов, которые в будущем могут стать нашими сторонниками на международной арене», — сказала она. Член думского Комитета по Регламенту и организации работы Госдумы Алексей Кобилев предложил выделить аспирантуры в отдельные учебно-научные подразделения — факультеты или институты.

Как сообщает пресс-служба Комитета ГД по образованию и науке, в ходе дискуссии отмечалось, что рынок, на который работает аспирантура, сейчас не является исключительно академическим. Немалое число выпускников настроены на то, чтобы применять полученные при обучении в аспирантуре знания в бизнесе, на госслужбе, на производстве. В связи с этим звучали предложения разработать дополнительную линейку степеней, подобных зарубежным DBA (доктор бизнес-администрирования) и DPA (доктор государственного управления), для тех, кто ориентирован в большей степени на практическую работу, а не на академические исследования. 

Нет комментариев