Знаки влияния. По цитатам и награды.

Компания Clarivate Analytics (прежде известная как подразделение по научным исследованиям и интеллектуальной собственности Thomson Reuters) вручила награды самым влиятельным российским ученым и исследовательским организациям 2016 года. Список награжденных был составлен на основе данных о цитируемости научных публикаций в базе данных Web of Science Core Collection и других индексов. Открывая церемонию, управляющий директор Clarivate Analytics в России и СНГ Олег Уткин отметил: “Мы рады продолжить традицию компании Thomson Reuters и снова наградить наиболее цитируемых ученых и исследовательские организации России. В дальнейшем мы планируем так же плотно сотрудничать с российским научным сообществом, следить за развитием отечественной науки и динамикой ее показателей на мировой научно-исследовательской арене. За последние несколько лет мы наблюдали исключительно положительные тренды в развитии российской науки, причем качество научных публикаций и журналов растет, а охват предметных областей расширяется”.

Кроме награждения наиболее цитируемых ученых, журналов, университетов и научно-исследовательских организаций эксперты компании Clarivate Analytics в этом году предложили специальную номинацию на основе данных о цитируемости научных публикаций в Russian Science Citation Index (RSCI) — отдельной базе данных по лучшим российским научным журналам на платформе Web of Science, которая была запущена в 2015 году.
Приз в номинации “Высокоцитируемый научный журнал” получил журнал “Успехи химии”, издаваемый Российской академией наук. За прошедший год его импакт-фактор существенно вырос — с 2,318 до 3,687.  Сегодня “Успехи химии” со значением ИФ в 3,678 занимают 38-е место из 163 в области междисциплинарной химии в Web of Science. Таким образом, этот журнал попадает в самый престижный первый квартиль. Представитель Clarivate Analytics Павел Касьянов напомнил, что журнальный импакт-фактор охватывает трехлетний цикл и определяется простой формулой: ИФ журнала в 2016 году — это отношение полученного в 2015 году числа цитирований статей 2013 и 2014 годов к общему числу статей, опубликованных за этот двухлетний период. Предложил этот показатель еще в 1960-е Юджин Гарфилд, основатель Института научной информации (ISI) и базы данных Science Сitation Index, которая со временем трансформировалась в Web of Science. Причем, по мнению Гарфилда, импакт-фактор мог служить в первую очередь интересам библиотекарей, помогая им сориентироваться в том, какие научные журналы наиболее авторитетны и востребованы в мире, чтобы закупить их в свои библиотечные коллекции.
Звания “Высокоцитируемый научно-исследовательский институт” удостоены три организации, которые за последние 10 лет опубликовали более 1000 работ в Web of Science Core Collection и являются лидерами по нормализованной цитируемости в своих предметных областях. Это Институт физики высоких энергий (на центральном снимке: представитель Минобрнауки Ирина Мосичева вручает награду ученому секретарю института Николаю Прокопенко), Специальная астрофизическая обсерватория РАН и Институт теоретической физики им. Л.Д.Ландау РАН.
Среди вузов награды в номинации “Высокоцитируемый университет” по версии Clarivate Analytics в 2016 году получили Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” и Сибирский федеральный университет. Победители выбирались с помощью инструмента InCites. Эксперты проанализировали, какие российские университеты активнее других публиковались в журналах Web of Science Core Collection в течение последних двух лет, и вычислили те, у кого достигнут наибольший показатель средней цитируемости публикаций, нормализованный по предметной области.
По словам руководителя российского отделения Clarivate Analytics Олега Уткина, база данных WoS Core Collection — самая “жесткая” по критериям. С целью приблизить российские журналы к WoS год назад в этой базе данных была создана “русская полка” в виде Russian Science Citation Index (RSCI). Сегодня в RSCI — 650 журналов.
Приз в запущенной в этом году номинации “Специальная награда Russian Science Citation Index (RSCI)” получила статья “Список печеночников (Marchantiophyta) России”, опубликованная в журнале Arctoa. Из всех наиболее цитируемых научных работ в Russian Science Citation Index эта работа оказала наибольшее влияние на мировые научные исследования по количеству отсылок к ней иностранных изданий. Над публикацией трудилась целая группа авторов: Н.А.Константинова, В.А.Бакалин, Е.Н.Андреева, А.Г.Безгодов, Е.А.Боровичев, М.В.Дулин и Ю.С.Мамонтов. Корреспондент “Поиска” попросила подробнее рассказать об этой работе Надежду Константинову.
— Мы свели воедино и обобщили все данные по распространению этой группы печеночников. К ним относятся мхи, папоротники, то есть это довольно большая группа растений, которые в основном распространены на Севере, где растительный покров играет очень большую роль. Мы проводили исследования и собирали данные не только в России, но и в Канаде, на Аляске, на Шпицбергене. Вообще, мы работаем в Полярно-альпийском ботаническом саду, расположенном на Кольском полуострове. Наша статья, или, как мы ее называем,  “чек-лист”, вышла на английском языке — так принято в журнале Arctoa, который является полностью англоязычным и издается с 1992 года силами нескольких ученых-энтузиастов. Он сейчас вошел в число самых цитируемых изданий в мире в нашей области. При этом он не входит ни в WoS Core Collection, ни в Scopus (исключен из этой БД, поскольку выходит всего раз в год). Но специалисты во всем мире этот журнал знают и охотно цитируют, — отметила Н.Констан-тинова.
Список самых влиятельных ученых в различных научных дисциплинах по версии Clarivate Analytics в 2016 году оказался довольно большим.
Для определения номинантов эксперты Clarivate Analytics отобрали все высокоцитируемые публикации, на которых был указан хотя бы один автор с российской аффилиацией, а затем вручную проверили все фамилии российских авторов, чтобы объединить различные варианты написания и разделить однофамильцев. По аналогии с глобальной методологией Clarivate Analytics по определению высокоцитируемых ученых в области физики были рассмотрены только те работы, где количество соавторов, которые приняли участие в создании публикации, не достигает 30. В результате награды от Clarivate Analytics получили российские авторы с максимальным количеством высокоцитируемых работ.
Награда вручалась по шести научным направлениям.
В номинации “Науки о Земле” ее получили Сергей Зимов, Северо-Восточная научная станция РАН, Тихоокеанский институт географии, и Евгения Благодатская, кафедра почвоведения, Геттингенский университет.
В номинации “Науки о жизни” обладателями награды стали: Вера Горбунова, Университет Рочестера, Владимир Семиглазов, НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова, Михаил Личиницер, Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина, Александр Кабанов, представляющий Университет Северной Каролины и МГУ им. М.В.Ломоносова.
В номинации “Химия” были награждены Артем Оганов, профессор Университета штата Нью-Йорк в Стони Брук и МФТИ, Владислав Блатов, Самарский государственный университет.
В области “Биология” награду получил Сулейман Ифхан-оглы Аллахвердиев, Институт физиологии растений РАН.
Среди математиков наиболее высокоцитируемыми признаны Николай Кузнецов и Геннадий Леонов из Санкт-Петербургского государственного университета.
Награды в номинации “Физика” получили Максим Молокеев, Институт физики им. Л.В.Киренского СО РАН, Борис Страумал, Институт физики твердого тела РАН, и Александр Пухов, Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д.В.Скобельцына МГУ им. М.В.Ломоносова.
На первом фото: Олег Уткин