Геном с хвостом

Расшифрован геном зеленой ящерицы — это достижение международной группы ученых значимо для понимания эволюции. Об этом сообщает Genome Web Daily News.
Геном ящерицы, известной под названием “каролинский анолис” (Anolis carolinensis), первый из прочитанных геномов рептилий и источник сведений об особенном эволюционном этапе. Рептилии, или пресмыкающиеся, — это первый класс животных, у которых в ходе эволюции возник амнион, он же амниотический мешок или водная оболочка. Одна из зародышевых оболочек, она возникла для защиты эмбрионов от высыхания при развитии вне водной среды, а потому всех позвоночных животных, откладывающих яйца, — рептилий и птиц, а также произошедших от рептилий млекопитающих относят к группе амниот. Предшествующие классы позвоночных — рыбы, земноводные и прочие — этой водной оболочки лишены, потому что они откладывают икру в воду. Таким образом, появление амниотического мешка должно было сыграть важную роль для появления сухопутных животных. Но интересна и сама физиология ящериц. Дело не только в их способности к регенерации, в отращивании отвалившегося хвоста. Половая принадлежность у анолисов формируется под влиянием температуры окружающей среды, хотя до настоящего исследования даже не было известно, как у них определяется пол на хромосомном уровне: существуют ли у них половые хромосомы X и Y, как у млекопитающих, или Z и W, как у птиц.
Расшифровкой генома каролинского анолиса занимался международный консорциум, объединяющий ученых Великобритании, США и Швеции. Черновой вариант генома опубликован в Nature (31 August, 2011).
В результате анализа геномных данных самки анолиса было установлено 17 472 гена, кодирующих белки, а также масса повторов и мобильных элементов, то есть последовательностей ДНК, способных перемещаться внутри генома. Проведя сравнение между геномом ящерицы и последовательностями ДНК восьми других видов позвоночных, исследователи обнаружили много ортологов, то есть гомологичных генов, генов, одинаковых для всех этих организмов. Среди них оказалось 11 генов, обусловливающих цветное зрение, а также ряд генов, связанных с яйцекладением. Половые хромосомы у ящерицы оказались такими же, как у большинства млекопитающих, то есть X и Y, а не такими, как у птиц. Ящерицы, змеи и древнейшее клювоголовое пресмыкающееся туатара отделились от общего с птицами и крокодилами предка около 280 миллионов лет назад, от общего предка с млекопитающими рептилии отошли около 320 миллионов лет назад. По словам одного из авторов исследования Джонатана Лососа (Jonathan Losos), эволюционного биолога из Гарвардского университета (Harvard University), которые приводит портал Genome Web, “геном анолиса совершит революцию в нашей способности изучать эволюционные расхождения”. Для того чтобы достоверно оценить, насколько типична генетика каролинского анолиса для пресмыкающихся, а имеющиеся последовательности произошедших от них птиц — для всех пернатых, необходима расшифровка новых геномов рептилий, считают исследователи.