Живописный переезд. Передача картин превратилась в инженерную операцию.

У картин, как у людей, своя судьба. Банкир и меценат, основатель Училища технического рисования в Петербурге барон Александр Штиглиц, приобретая и заказывая полотна австрийских и немецких живописцев для интерьеров своего особняка на Английской набережной, вряд ли предполагал, что полтора века спустя они окажутся в Главном штабе Эрмитажа. И что передаст их великому музею Санкт-Петербургский университет, сознавая, что именно там их достойное место.

Чтобы понять, как это случилось, надо всего лишь “пробежаться” по нескольким историческим эпохам. Барон Штиглиц формировал свою коллекцию из произведений как признанных, так и начинающих живописцев, принадлежавших к академическим школам Вены, Мюнхена и Дрездена. Таким образом, он стал обладателем ранних, на сегодня очень редких и потому особенно ценных работ Ханса Макарта, Ханса фон Мааре и других, впоследствии модных, популярных и даже знаменитых художников. Все эти “со вкусом подобранные вещицы” украшали парадные залы особняка и были недоступны широкой публике. 
После смерти барона в 1884 году особняк был выкуплен казной у его наследников и перестроен для великого князя Павла Александровича, но на собрании живописи это никак не отразилось. А вот после революции 1917 года особняк был национализирован, его арендаторы и владельцы многократно менялись — здесь размещались и детдом, и проектные институты, и закрытые учреждения. 
Произведения искусства были изъяты и распределены между музеями, однако часть картин осталась в здании. Лишь в середине 1990-х до них добрались эрмитажные реставраторы. Как рассказал корреспонденту “Поиска” один из спасителей, художник-реставратор Николай Малиновский (на верхнем снимке), сильнее всего полотнам досталось от детдомовцев — нижняя часть холстов была в ножевых порезах, а по верхней, похоже, стреляли из рогаток осколками хрусталя разбитых люстр. 
К счастью, в 2011 году особняк обрел просвещенных владельцев в лице Санкт-Петербургского университета. Там сразу задумались о передаче картин давним партнерам из Государственного Эрмитажа. По крайней мере, на время реставрации бывших обширных владений Штиглица. 
Однако реализовать благие намерения было непросто. Так, две из 13 передаваемых музею “вещиц” — “Полуденный отдых при дворе Медичи” Ханса Макарта (1863-1864) и “Возвращение с охоты” Александра фон Вагнера и Александра фон Лицен-Майера (1864) — крупноформатные, шириной более 5 метров, в двери не проходили. Специалистам университета и Эрмитажа пришлось разработать целую инженерную операцию: картины были сняты с подрамников, грамотно упакованы, намотаны на деревянный вал, который с помощью подъемного крана, просунувшего стрелу в окно третьего этажа, перенесли во двор особняка, откуда на скейтах (низких платформах) гуманитарная процессия двинулась к музею. 
И это, без сомнения, новый поворот в судьбе полотен, более 150 лет скрытых от зрителей и исключенных из научного оборота. Причем картины будут находиться не в запасниках, а в открытом доступе, в зале “Синий трансформер”, поскольку, как отметила главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, их художественная значимость и притягательность для посетителей необычайны.
Аркадий СОСНОВ
Фото автора, Светланы Рагиной и с сайта spbu.ru

Нет комментариев