Рай для попугаев

Миллионы лет назад в Сибири водились попугаи. Об этом открытии в журнале Biology Letters сообщает российский палеонтолог.
Группа ученых из Палеонтологического института им. А.А.Борисяка Российской академии наук во время раскопок 2010 года на острове Ольхон в Тагайской бухте озера Байкал среди крупных костей гиппопотамов и носорогов, а также десятков тысяч костей и зубов мелких животных обнаружила нечто, позже идентифицированное заведующим кабинетом палеорнитологии института кандидатом биологических наук Никитой Зеленковым как кость попугая. Речь идет о небольшой косточке, цевке, которая расположена между птичьей голенью и пальцами. Возраст находки — от 16 до 18 миллионов лет, как сообщает National Geographic, она принадлежит птице отряда попугаеобразные, Psittaciformes, которая, судя по размеру цевки, была не больше волнистого попугайчика. “К сожалению, находка недостаточно хорошо сохранилась, чтобы воссоздать внешность или образ жизни попугая, но мы видим, что кость похожа на аналогичные кости современных попугаев”, — говорит Зеленков. У найденного на Байкале ископаемого есть много общего с другой окаменелой костью древнего попугая, которую нашли в Германии и идентифицировали как принадлежащую виду Mogontiacopsitta miocaena. В Азии окаменелые останки попугая нашли впервые, район озера Байкал — самое северное место из тех, где обитали эти птицы. В наши дни попугаи обитают исключительно в тропических и субтропических регионах.
Поскольку попугаи холод переносят плохо, сибирский климат миллионы лет назад должен был быть гораздо теплее, чем сейчас. Как поясняет Зеленков, находка относится к интервалу времени, который ученые называют климатическим оптимумом миоцена — это был период глобального потепления на Земле. Последующие климатические изменения превратили Сибирь в сегодняшний холодный край, и древнее сибирское попугаеобразное тому подтверждение. Палеонтологи собираются продолжить здесь поиск окаменелостей в надежде на новые находки костей лучшей сохранности, что, возможно, позволит установить родственные связи сибирского попугая. И хотя найденная цевка пока единственный образец ископаемых останков попугая в сибирском регионе, останки других тропических птиц на территории России уже находили. Еще один пример палеосвидетельств разительных изменений климата — ископаемые колибри, обнаруженные на Аляске, в то время как сегодня родственные им стрижеобразные распространены по всему земному шару в тропиках. Ученые предполагают, что попугаи могли оказаться в Сибири во время перелета из Австралии в Африку и Северную Америку, а остров Ольхон мог стать неким перевалочным пунктом для птиц.