Отпечатки с танцплощадки

Множество отпечатков ступней древнего человека найдено в Танзании — группа людей шла по влажному вулканическому пеплу в неизвестном направлении. С подробностями — Science alert.
Обнаруженные недавно неподалеку от деревни Энгаро Серо в предгорьях вулкана под названием “Олдоиньо-Ленгаи” на севере Танзании 400 следов ног зафиксировали момент передвижения группы из 18 человек. Это были древние представители нашего вида, африканские Homo sapiens, жившие, судя по возрасту отпечатков, от 5800 до 19 100 лет назад. Некоторые следы говорят о том, что отдельные люди двигались вперед бодрой трусцой, другие свидетельствуют о групповом передвижении женщин и детей. У одного человека, похоже, был сломан большой палец ноги. Следы первыми обнаружила американская группа геологов под руководством Синтии Люткус-Пирс (Cynthia Liutkus-Pierce) из Государственного университета Аппалачи (Appalachian State University).
Энгаро Серо как объект палеонтологических исследований привлек внимание ученых в 2008 году, но данные определения возраста находок и их интерпретация обнародованы только сейчас. Статья о древних следах человека опубликована в сентябрьском номере журнала Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology. По мнению авторов, заиленный участок в ущелье Энгаро Серо образовался при стекании потоков с двухтысячеметровой высоты вулкана Олдоиньо-Ленгаи. Люди прошлись по этому участку за несколько дней до его пересыхания, сохранившего следы. Однако отпечатки не всегда были видимыми, возможно, 10-12 тысяч лет назад они были скрыты под вулканическим пеплом. Изначально предполагалось, что из облака этого пепла и возник впоследствии застывший ил, но тогда возраст следов приближался бы к 120 тысячам лет. Сейчас рабочая гипотеза предполагает, что пепел был смыт водой, следовательно, отпечатки не столь древние.
Идентифицировав с помощью геохронологических методов (по изотопам аргона) самые молодые кристаллы в илистых отложениях, авторы пришли к заключению, что анализируемая зона старше 5760 ± 30 лет, но моложе 19 100 ± 3100 лет. Однако это все, что известно, а главное — куда и от чего шли люди — остается загадкой. “Это очень сложное место”, — сказал в комментарии для National Geographic один из исследователей, Уильям Харкурт-Смит (William Harcourt-Smith) из Городского университета Нью-Йорка (City University of New York). “Из-за обилия следов мы назвали его танцплощадкой”, — добавил ученый.
Самые старые следы гоминин были обнаружены также в Танзании — в 1978 году в Лаэтоли в 20 км от вулкана Садиман нашли отпечатки ног ранних предков человека, представителей вида Australopithecus afarensis, живших 3,6 миллиона лет назад.
Как сообщает портал Science alert, место Энгаро Серо в настоящее время огорожено для сохранения древних отпечатков, однако ажиотаж вокруг находки уже превратил его в туристическую достопримечательность. Посмотреть на следы человека, жившего почти 20 тысяч лет назад, может каждый.