Теперь не спрячется! Увидеть опухоль поможет микроспрей.

В Красноярском государственном медицинском университете им. профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) в декабре 2015 года была создана Российско-канадская лаборатория биомолекулярных и медицинских технологий. Ученые двух стран занимаются разработками в области лечения и диагностики рака с помощью ДНК-аптамеров — так называемых “цифровых лекарств” (см. “Найдут и обезвредят”, “Поиск” №21, 2015)
Аптамеры, функциональные аналоги антител, представляют собой фрагменты одноцепочечной РНК или ДНК, которые, благодаря уникальным трехмерным структурам и пространственному распределению зарядов, способны связываться с функциональными группами своих биологических мишеней с высокой аффинностью и селективностью.
Совместными усилиями ученых КрасГМУ, Красноярской межрайонной клинической больницы скорой медицинской помощи им. Н.С.Карповича при участии канадских специалистов был разработан состав специального микроспрея, позволяющего контрастировать глиобластому (самую злокачественную опухоль головного мозга) во время операции и видеть границы распространения опухолевого процесса. Полное удаление глиобластомы практически невозможно в силу инфильтративного характера роста (отдельные раковые клетки оказываются распределены среди здоровых). Поражение функционально важных зон мозга еще больше осложняет задачу нейрохирурга.
В последние годы методы интраоперационной (то есть проводимой прямо в процессе операции) флуоресцентной диагностики с использованием 5-аминолевулиновой кислоты (аллосенса), флуоресцеина и протопорфирина начали с успехом применяться во многих нейрохирургических клиниках мира. Однако если для глиобластом III-IV степени эффективность диагностики с 5-аминолевулиновой кислотой высока (около 90%), то для новообразований I-II степени чувствительность к этому методу не превышает 60%.
Повысить эффективность флуоресцентного интраоперационного контрастирования границ опухоли оказалось возможно с помощью высокоселективных аптамеров к глиобластоме, которые легко отличают раковую клетку от здоровой. Разработка красноярских ученых уникальна, так как, в отличие от других контрастирующих веществ, этот препарат не требует внутривенного введения, а наносится непосредственно на обследуемые участки головного мозга, мгновенно связывается с опухолевыми клетками, вызывая их флуоресценцию — свечение, которое хорошо видно в операционный флуоресцентный микроскоп.
Более того, препарат на основе аптамеров с красителем совершенно безопасен, его доклинические испытания на предмет острой токсичности прошли этим летом в Центре доклинических исследований в Пущине. Чувствительность и селективность метода доказаны на разных опухолях головного мозга, удаленных во время оперативного вмешательства прямо в операционной.
Ученые Российско-канадской лаборатории не собираются на этом останавливаться, они задумали прицепить еще и лекарство к аптамерам, которые будут доставлять препараты точно к раковым клеткам.
— В будущем можно будет не только видеть края опухоли, но еще и одновременно лечить то, что недоступно хирургу, — говорит руководитель лаборатории Анна Кичкайло. — Ведь человеку, каким бы мастером он ни был, не под силу удалить одну клетку. А “нанохирурги” станут “подчищать” за врачом оставшиеся зловредные клетки.
На сегодняшний день ученые лаборатории получили сертификат безопасности, подтверждающий, что микроспрей не токсичен. Следующий этап — получение разрешения применения контрастирующего препарата на пациентах.
По материалам пресс-службы КрасГМУ