Учитесь на здоровье! Спрос на педиатров в стране растет.

В Москве прошел ежегодный Всероссийский научно-образовательный форум с идиллическим названием “Мать и дитя”. Он собрал специалистов в области перинатальной медицины — всех, кто имеет отношение к появлению на свет новорожденных. Это первый и, безусловно, самый ответственный момент в жизни человека. Ведь от того, насколько успешно проходят роды, на 60% зависит показатель детской смертности. 
На вопросы “Поиска” о состоянии этой очень важной области медицины ответил главный неонатолог РФ, и.о. ректора Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, доктор медицинских наук Дмитрий ИВАНОВ. 
— Дмитрий Олегович, четверть века вы занимаетесь проблемой здоровья младенцев. Как меняется ситуация в этой сфере? 
— Данные динамики младенческой смертности — одни из самых объективных показателей состояния здравоохранения в стране. По ним можно судить об успехах и недочетах в охране здоровья в целом. Не секрет, что, если вовремя не обнаружить и не вылечить заболевания у новорожденного, проблемы будут преследовать человека, возможно, всю жизнь. Без преувеличения, выстраивая надежную систему помощи младенцам, мы сохраняем здоровье нации в будущем. 
У этой науки своя долгая история. Не все, наверное, знают, что на рубеже XIX-XX веков младенческая смертность в России составляла практически 300 промилле, то есть погибал каждый третий ребенок. Наши выдающиеся педиатры Карл Раухфус, Николай Гундобин, Нил Филатов и многие другие еще тогда ставили задачу снизить этот ужасный показатель, разработать способы оказания помощи новорожденным. Однако до революции сделать этого не удалось. Поэтому один из первых декретов советской власти потребовал принять меры по охране материнства и снижению младенческой смертности. Наш Педиатрический университет (тогда институт) в числе других был создан именно в то время — в 1925 году. И через полтора десятка лет, к началу Великой Оте­чественной войны, показатель младенческой смертности в стране уменьшился в три раза. Он продолжал сокращаться и сразу после войны: несмотря на разруху, государство вкладывало очень большие средства, и к концу существования СССР показатель младенческой смертности составлял около 20 промилле. Понятно, что, скажем, в среднеазиатских республиках положение было хуже (доходило до 40 промилле, и тому были причины), а в центральных регионах страны смертность была ниже средних показателей.
Как обстоит дело сегодня? Майские указы Президента РФ 2012 года поставили перед службой родовспоможения две задачи: снизить смертность матерей и детей до года. К 2018 году последняя должна составлять 7,5 промилле. Однако уже в этом, 2016 году показатель опустился до 
6 промилле. Это исторический минимум! Благодаря усилиям медиков и средствам, выделяемым государством, младенческую смертность в нашей стране за четверть века удалось сократить в три раза.
 — А за рубежом как с этим обстоят дела?
— В большинстве западных стран показатель смертности у новорожденных составляет 4-6 промилле (в США — 6,1). Ежегодно в России рождается почти 2 миллиона младенцев, 0,6% из них погибают. Вроде бы процент ничтожный, но потеря почти 12 тысяч младенцев в год огромна, даже для нашей большой страны. Поэтому каждый смертельный случай подробно разбирается специальной комиссией Мин­здрава. Государство, несмотря на кризис, продолжает работу по снижению материнской и младенческой смертности, только в этом году в строй вступают 32 перинатальных центра. 
— Поясните, как они работают.
— Начну с теории: чем больше мы изучаем жизнедеятельность плода, тем лучше понимаем, какие факторы вызывают нарушения его развития. Не вылеченные вовремя детские болезни превращаются в весьма тяжелые взрослые, например сердечно-сосудистые. Поэтому так велика роль ранней диагностики. Скажем, у плода обнаружен порок сердца — определить это можно уже в середине беременности. Такого новорожденного необходимо прооперировать в первые несколько дней жизни, иначе младенец обречен. Если же подобный случай происходит в сельской местности и на месте оказать помощь невозможно, ребенка нужно срочно перевезти в ближайшую клинику (или перинатальный центр), они есть во всех областных городах. Да, возникает проблема транспортировки, и здесь мы планомерно выстраиваем надежную систему, способную спасти малышей из удаленных районов нашей страны. 
К сведению, в нашем государстве вся помощь, включая обследования, транспортировку, операции, оказывается бесплатно. И несмотря на гигантские расстояния, система родовспоможения действует достаточно эффективно, охватывая 95% женщин и младенцев. 
— От общества — семьи, матерей — наверное, тоже многое зависит?
— Безусловно. Алкоголь, курение, наркотики, аборты — причины нездоровья младенцев, а то и их потери. Избитая мысль, что каждый человек должен отвечать за свое здоровье, прямо относится к беременным женщинам. Молодым супругам нужно тщательно готовиться к появлению ребенка. Недаром отдельные заседания форума “Мать и дитя” были посвящены проблеме подготовки к родам. Известно, что дети до года погибают не только из-за болезней, но и из-за безответственности родителей, а здесь врачи бессильны.
— Какова ситуация с подготовкой квалифицированных кадров?
— Расскажу о нашем Педиатрическом университете. Век с лишним назад, в 1905 году, в зданиях, в которых мы теперь располагаемся, открылась детская больница, а через 20 лет был образован медицинский институт. Так что нам чуть больше 90 лет. Вуз создавался для решения проблем сохранения здоровья младенцев и их матерей, как мы говорим, — медицины развития. Педиатрический университет — моя альма-матер. Здесь я учился, защищал диссертации, работал. Затем перешел в Федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова и занимался фундаментальными проблемами. Но когда министр образования В.Скворцова предложила возглавить вуз, не колеблясь, согласился.
В этом году в рейтинге по индексу Хирша наш университет вошел в тройку лидеров из 48 российских медицинских вузов. Этот факт говорит об огромном научном потенциале нашего высшего и постдипломного образования. Считаю, что именно он привлекает в вуз молодежь. Конкурс на педиатрическое отделение в этом году составил 43 человека на место! И понятно почему — наши выпускники востребованы, никто не остается без работы по специальности. 
Однако дисбаланс между поколениями молодых и пожилых преподавателей вызывает беспокойство и становится проблемой. Средний возраст профессоров и доцентов составляет 55-66 лет. Первопричиной дефицита молодых кадров стали провал в финансировании высшего образования в середине 1990-х годов, низкая оплата труда и, как следствие, падение престижа вузовского преподавания. В эпоху СССР ставки оплаты труда были весьма высоки, но в “перестроечные годы” произошел перекос: врач-практик стал зарабатывать гораздо больше вузовского профессора. В результате последние 20 лет выпускники медицинских университетов не стремятся к научной и преподавательской карьере. 
— Что может сделать ректор, чтобы изменить положение?
— Выход один: всячески поддерживать молодых преподавателей и исследователей. Содействовать, например, в получении грантов, помогать участвовать в крупных международных конференциях, обеспечивать высокую заработную плату. Мы многого достигли. Сегодня Педиатрический университет гарантирует своим преподавателям заработную плату не менее утвержденных целевых показателей “дорожной карты” — в 2016 году она составляет 68 тысяч рублей.
Начата работа по повышению экономической эффективности вуза. За рубежом едва ли не во всех уважающих себя медицинских университетах есть свои клиники (есть они и в нашей стране, но наперечет). В университетских клиниках работают преподаватели, студенты проходят там практику. Так повышается имидж вуза, растет престиж профессии и, естественно, заработок преподавателей. И мы пошли по такому же пути. Педиатрический университет открыл свою клинику, между прочим, одну из самых больших в России. Минздрав облегчил нам выполнение задачи: по его приказу 30% времени преподаватель должен отработать в клинике, как это было во времена СССР. Теперь студенты будут не только видеть своих преподавателей в аудитории, но и наблюдать за их действиями в палатах и операционных. Если мы достигнем этого показателя, у нас произойдет прорыв. Понятно, что быстро это не случится, но мы работаем. 
 — Форум “Мать и дитя” помогает в решении проблем перинатологии?
— Конечно. Ведь мы обсуждаем научные перспективы перинатальной медицины, способной повысить качество и доступность акушерско-гинекологической и неонатологической помощи, чтобы здоровых малышей стало намного больше. 
Юрий ДРИЗЕ
Фотоснимки предоставлены пресс-службой СПбГПМУ

Нет комментариев