Виды на столетие. Российских ученых приучат к мировым стандартам.

Читателю “Поиска” не надо объяснять, что одной из важнейших составляющих научной деятельности является отражение ее результатов в международных базах цитирования и высокорейтинговых журналах. Помощь в решении этой задачи российским ученым и организациям на протяжении ряда лет оказывает компания Elsevier. Об особенностях ее работы в нашей стране мы попросили рассказать регионального директора Elsevier по Центральной и Восточной Европе и России Эндре Беки. 

— Офис компании Elsevier работает в Москве достаточно давно. Каковы основные направления его деятельности? Есть ли какая-то специфика в работе региональных отделений Elsevier, в частности вашего отделения, по сравнению с другими?
— Московский офис Elsevier существует уже более 10 лет. Основным направлением его работы является взаимодействие с научно-исследовательскими, образовательными и промышленными организациями России, осуществление подписки на продукты Elsevier, обучение пользователей и внедрение партнерских программ, направленных на повышение качества и видимости результатов деятельности российских ученых. Офис в Москве также курирует подписчиков Украины и Республики Беларусь. Компания Elsevier сотрудничает с глобальным научным сообществом, и в каждой стране мы стремимся поддерживать одинаковые стандарты качества и высокую эффективность работы. В компании сложились уникальные практики, их мы стараемся использовать во всех регионах. Однако существует своя специфика в работе каждого регионального офиса, связанная прежде всего с организацией научной деятельности в регионе, инфраструктурой, традициями. В зависимости от этого отличается направление реализуемых партнерских программ и “дорожных карт”, количество и направление тренингов и консультаций, состав сотрудников. 
— Ваши бизнес-коллеги — крупные международные издательства и поставщики научной аналитической информации в последнее время усилили взаимодействие с российскими научными организациями и предлагают более широкие возможности для представления результатов российской науки на международном уровне. Есть ли аналогичные планы у Elsevier?
— Российские организации, сотрудничающие с нами, знают, что мы активно работаем в этом направлении на постоянной основе, это часть нашей ежедневной деятельности. Мы — единственная компания “полного цикла” на рынке, имеющая и полнотекстовый контент, и всемирно признанный индекс научного цитирования Scopus, который используется рейтингами QS и THE, National Science Foundation, проектами Horizon 2020, OECD и многими организациями, отвечающими за развитие науки. У нас также есть решения в области “text-mining”. Благодаря этому мы можем делиться разнообразной экспертизой, аккумулируемой внутри компании, с российским научным сообществом — от написания и продвижения научных статей, развития качественных научных журналов и наукометрии до аналитики и стратегического планирования научной деятельности, а также разработки инновационных решений. 
Один из приоритетов Elsevier — именно взаимодействие с учеными, предоставление им инструментов для эффективной работы, обучение и повышение их компетенций. Мы организуем около 200 тренингов для ученых в год, а также семинары для авторов и редакторов научных журналов, которые проводятся как сотрудниками российского офиса, так и зарубежными коллегами — издателями, редакторами журналов и книг Elsevier, представителями Scopus и членами международного экспертного совета по отбору контента в Scopus. Кроме того, в 2015 году наши коллеги запустили Elsevier Publishing Campus — бесплатный обучающий ресурс, на котором любой ученый при желании может пройти интересующий его тренинг, повысить свои компетенции в области написания статей и книг, грантовых заявок, рецензирования, публикационной этики и пополнить свой багаж знаний и навыков, получить сертификат по итогам пройденного курса. 
Три года назад мы приобрели Mendeley — решение, которое не только облегчает ученым работу с научной информацией и групповую работу над статьей, но и позволяет им взаимодействовать с коллегами во всем мире, повышать видимость результатов своей работы и цитируемость своих публикаций. Когда компания начала работать с Mendeley, мы были вдохновлены идеями разработчиков. Вместе с командой Mendeley мы смогли развить решение и сделать его доступным ученым во всем мире. За три года количество пользователей выросло с 3 до 5 миллионов. На сегодняшний день около 6000 ученых в России пользуются этим инструментом совершенно бесплатно. А некоторые университеты получили доступ к институциональной версии и уже создали свои профили в Mendeley. Теперь, наряду с группами ведущих зарубежных университетов, в этой сети представлены научные профили пяти крупных российских университетов. Это НИЯУ “МИФИ”, МГУ им. М.В.Ломоносова, Российский университет дружбы народов, Дальневосточный федеральный университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова. 
Таким образом, мы даем российским ученым все инструменты и навыки для эффективного взаимодействия и достойного представления их работы на международном уровне. 
История Elsevier насчитывает более 400 лет, и, как говорит председатель Совета директоров господин Чи, все мы рано или поздно покинем компанию, но наша задача состоит в том, чтобы компания служила интересам научного сообщества еще как минимум 100 лет. Поэтому мы не ищем сиюминутных решений, а стараемся фокусироваться на фундаментальных ценностях и инновациях.
— Многие слышали о поддержке российских журналов со стороны Elsevier. В том числе — о работе по повышению качества журналов. Почему для вас это важно? Какие результаты достигнуты?
— Во время многочисленных тренингов и консультаций мы рассказываем редакторам российских журналов о том, как повысить качество журналов: как повысить международное разнообразие редакторской коллегии и авторов, как поддерживать высокое качество процесса рецензирования и издательской этики, как привлечь авторитетных авторов и продвигать журнал. 
Мы стремимся помогать локальным журналам, контент которых может представлять интерес для глобального научного сообщества, попасть в Scopus и получить то внимание, которого они заслуживают. Для этого, в частности, в России существует комиссия по отбору журналов в Scopus, которая проводит их предварительное рассмотрение и дает рекомендации по улучшению изданий согласно мировым стандартам. Комиссия состоит из экспертов мирового уровня, которые хорошо знают российские журналы и способны оценить, какие из них следуют мировым научным трендам и могли бы дополнить копилку мировых научных знаний. В результате работы комиссии в Scopus с 2015 года было принято более 50 российских журналов, а общее число российских журналов в этом индексе на сегодняшний день составляет около 390. 
— Каково ваше отношение к системе Open Access? Каковы ее плюсы и минусы? Перспективна ли она для России?
— Доступ к качественным исследованиям имеет огромное значение для научного сообщества. Мы активно поддерживаем модель открытого доступа и предвидим ее устойчивый рост в ближайшей перспективе. На самом деле, из всех 400 000 статей, опубликованных Elsevier в 2015 году, 20 000 статей были опубликованы по модели “gold open access”. Мы стремимся обеспечить автору выбор опций для публикации, и в настоящее время мы публикуем более 400 журналов открытого доступа, все наши журналы поддерживают модель “зеленого открытого доступа”. Более 1600 журналов Elsevier являются “гибридными”, то есть ученые могут выбирать, публиковать ли свою статью по модели открытого доступа или по традиционной издательской модели. Преимущество системы “open access” для авторов, в первую очередь, в широкой доступности статьи всему научному сообществу, что означает ее бόльшую видимость. Препятствием здесь для ученого может стать стоимость публикации в “золотом открытом доступе”, и мы видим, что большинство стран мира, за исключением Великобритании и Нидерландов, движется в направлении “зеленого открытого доступа”, когда версия подписной статьи становится доступной после окончания периода эмбарго. 
Открытый доступ стимулируется политикой финансирующих организаций и институтов, которая все чаще выходит за рамки опубликованных статей и затрагивает вопросы доступности данных, лежащих в основе исследований. “Открытые данные” и более общая тенденция “открытой науки” — это тренды, которые будут продолжать оказывать влияние на то, как ученые во всем мире, в том числе в России, будут публиковать свои исследования в будущем. 
— Компания Elsevier реализует в России и проекты, не связанные напрямую с издательской деятельностью. Речь, в частности, о ежегодном присуждении российским ученым Scopus Award. Чем вам дорог этот проект?
— Действительно, Scopus Award — глобальная инициатива Elsevier, которая, на наш взгляд, выполняет две важные функции: дополнительное поощрение ученых и признание их вклада в мировую науку, популяризация научной карьеры среди молодых ученых. Премия Scopus Award присуждается ученым во многих странах мира совместно с государственными ведомствами, курирующими вопросы науки и образования. Характерная особенность Scopus Award Russia в том, что торжественной части мероприятия всегда предшествует рабочая сессия, в ходе которой обсуждаются актуальные вопросы науки и образования, это площадка для обмена мнениями, опытом, укрепления связей внутри российского научного сообщества, ведь нам удается собрать вместе ученых из разных уголков России, разных организаций — как университетов, так и институтов РАН, представителей инновационного бизнеса и промышленных предприятий. Мы знаем примеры совместных проектов, запущенных ведущими университетами по итогам обмена опытом во время Scopus Award Russia. Несколько лет подряд премия была “столичным” мероприятием, но с текущего года его принимают у себя активные в научном и инновационном плане регионы, первым из них стал Урал. Пожалуйста, не спрашивайте, где будет проходить следующая церемония (кстати, юбилейная) — эту информацию российское подразделение пока не разглашает. 
— Недавно объявлено о конкурсе проектов по зеленой и устойчивой химии Elsevier Foundation. Расскажите подробнее об этой инициативе. Почему она возникла именно сейчас?
— Этот конкурс, как и другие проекты Elsevier Foundation, акцентирует внимание на злободневных проблемах человечества. Не случайно многие конкурсы связаны именно с химией, что делает их особенно актуальными. Например, в Scopus практически каждая третья научная статья, опубликованная российскими авторами, связана с химическими науками — химией, науками о материалах, химической инженерией. Зеленая химия является принципиально новым подходом к решению проблем использования токсичных химических веществ, экологических проблем, связанных с промышленными процессами, что очень важно для развивающихся стран.
Конкурс проводится во второй раз, в прошлом году коллективы ученых из США и Малайзии получили денежный приз и потратили его на дальнейшую реализацию своих научных проектов. Это лишь одна из инициатив Elsevier по поддержке развития образования и науки. Несмотря на то что многие из этих проектов направлены на развивающиеся страны, есть и проекты, не имеющие ограничений по территориальной принадлежности авторов, такие как Reaxys PhD Prize, Knovel Academic Challenge и другие проекты, в которых участвуют и побеждают в том числе и российские ученые. 
— Есть ли еще какие-то интересные планы у компании, которыми вы хотели бы поделиться с российскими учеными? 
— Elsevier сегодня — это не просто издательский дом, это одна из крупнейших BigData-компаний в мире, и зона наших интересов выходит далеко за пределы издательской деятельности. Мы помогаем ученым и инноваторам, инженерам и администраторам от науки.
Мы планируем и дальше предоставлять ученым во всем мире, в том числе и в России, инновационные инструменты. Так, мы активно работаем над проектами в области организации и управления научными данными, их повторного использования, “text/data-mining”. Одним из больших шагов в данном направлении стало приобретение Hivebench — электронного лабораторного журнала, и теперь он будет доступен большему числу ученых по всему миру. Это то, что компания считает своей миссией и планирует делать в дальнейшем — создавать передовые инструменты для науки, техники и здравоохранения.
Подготовила 
Светлана БЕЛЯЕВА
Фото предоставлено Elsevier

 

Нет комментариев