Как говорил Имхотеп

Древнейший случай ракового заболевания отмечен находкой костного фрагмента ископаемого родственника человека, которому 1 миллион 700 тысяч лет. Об этом сообщает National Geographic News.
Свидетельство одного из самых распространенных смертельных заболеваний обнаружено археологами в богатом ископаемыми останками южноафриканском районе, который называют Колыбелью Человечества. С помощью трехмерной визуализации и путем сравнения с современными образцами аутопсии ученые смогли диагностировать агрессивный рак кости, остеосаркому, на ноге родственника рода Homo, который умер в одной из пещер Сварткранс в промежутке от 1,6 до 1,8 миллиона лет назад. Статья об этом опубликована в “Южноафриканском научном журнале” (South African Journal of Science). Как отмечает в связи с публикацией National Geographic News, это открытие указывает на возникновение пусковых механизмов канцерогенеза в далеком эволюционном прошлом человечества, несмотря на то что современный образ жизни увеличил заболеваемость раком, особенно в промышленно развитых странах. “Вы можете выбрать для себя палеодиету, вы можете иметь сколь угодно чистую окружающую среду, но склонность к этим заболеваниям древняя, и она с нами, независимо от того, что вы предпринимаете для себя лично”, — цитирует National Geographic News соавтора статьи Эдварда Одеса (Edward Odes) из Университета Витвотерсренда (University of the Witwatersrand) в ЮАР.
Происхождение рака — объект давних споров, но за недостаточностью исторических свидетельств надежных сведений об этом мало. Возможно, самые древние упоминания о болезни приписываются врачевателю Древнего Египта Имхотепу, который жил около 2600 года до нашей эры. В его заметках есть описание недуга, который характеризуется выпячиванием из груди, неподвластным ни одному из известных в то время лечений. Но это мало что говорит о самом заболевании, а анатомически точное описание злокачественных опухолей появляется только в конце XVIII века.
Наиболее вероятным объяснением позднего дебюта рака в исторических документах служит то, что он в основном поражает людей старше 65 и мало кто доживал до этого возраста до недавнего времени. Из-за недостатка ископаемого костного материала в поисках ответа на вопрос об истории рака некоторые исследователи обратились к мумифицированным телам, сохранившим мягкие ткани. В 1990 году у одной перуанской мумии была обнаружена опухоль предплечья. Но практика мумификации насчитывает несколько тысячелетий, тогда как окаменелостям миллионы лет. Кость пальца ноги неидентифицированного вида гоминин с остеосаркомой — самый древний пример рака на сегодняшний день.