ДНК с аллюром

Генетикам удалось установить время возникновения иноходи, изучив древнюю лошадиную ДНК. Подробности — в New York Times.
Лошади в стародавние времена играли в жизни человека огромную роль. Особенно ценились лошади-иноходцы за удобный для седока аллюр. При иноходи лошадь передвигается вперед, поднимая сразу две ноги с какой-либо стороны, и это обеспечивает плавный шаг, удобный как для верховой езды, так и для езды в экипаже. Как показали авторы исследования, опубликованного в августовском номере журнала Current Biology, такая походка впервые появилась у лошадей в средневековой Англии около 850 года нашей эры и стала быстро распространяться по миру. “Мы установили происхождение иноходцев: викинги привезли этих лошадей в Исландию и разводили их там, а из Исландии или Англии иноходцы распространились по миру”, — говорит один из авторов исследования Арне Людвиг (Arne Ludwig) из Института зоологии и изучения дикой природы Лейбница (Leibniz Institute for Zoo and Wildlife Research) в Берлине. Заглянуть в историю коневодства позволила палеогеномика: ученые собрали образцы ДНК, датируемые от 3500 года до нашей эры, то есть со времен, предшествующих одомашниванию лошадей, до Средних веков в поисках выявленного ранее “иноходного” варианта гена DMRT3. Знаменательное генетическое изменение было обнаружено в двух образцах ДНК английских лошадей периода от 850 до 900 года нашей эры, и у 10 из 13 исландских лошадей, которые жили между IX и XI веками. Ни одного варианта, связанного с какой-либо особенностью лошадиной походки, не было обнаружено в ДНК из останков лошадей из материковой Европы.
Присутствие иноходцев в Исландии более тысячи лет назад, по мнению Людвига с коллегами, указывает на то, что викинги из Дании и с юга Швеции завезли их с Британских островов, где и возникла мутация. “Учитывая высокую частоту иноходного аллеля у ранних исландских лошадей, мы считаем, что переселенцы-викинги начали вести отбор по этому комфортному для ездока признаку вскоре после прибытия в Исландию с Британских островов”, — цитирует автора Cell Press. “Отсутствие этого аллеля в образцах того же возраста из континентальной Европы, включая Скандинавию, означает, что иноходцы начали распространяться по континенту позже из Исландии или с Британских островов. По словам Людвига, они были несколько удивлены тем, что иноходный вариант не возник раньше, потому что сейчас он распространен по миру очень широко. Впрочем, как отмечает генетик, при строгой селекции в процессе одомашнивания животных “все может произойти очень быстро”.
Как повлиял отбор в сторону иноходности на самих лошадей и почему менялись со временем предпочтения человека — это вопросы, на которые пока ответа нет. Авторы хотели бы выяснить также, насколько прошлая селекция влияет на выведение новых пород сегодня.