Пересчитали отпечатки

Новая карта коннектома удвоила количество известных участков коры головного мозга человека. Об этом сообщают Nature News; New York Times.
Коннектом — это совокупность всех нейрональных связей головного мозга организма, представленная в картографических и архитектурных деталях. Кора головного мозга человека на сегодняшний день состоит из 180 отдельных участков. Половина из них выявлена недавно в рамках проекта “Коннектом человека” (Human Connectome Project). Открытие позволило ученым разработать программу, которая автоматически обнаруживает специфические “отпечатки” каждого участка на индивидуальных сканах головного мозга, сообщает пресс-релиз Национальных институтов здоровья США (National Institutes of Health, NIH), под эгидой которых реализуется коннектомный проект. “Эти новые сведения и инструменты должны помочь в объяснении эволюции коры головного мозга человека и роли специализированных участков в норме и патологии, кроме того, они обещают беспрецедентную точность в нейрохирургии и клинических исследованиях”, — говорит директор Национального института психического здоровья (National Institute of Mental Health) Брюс Катберт (Bruce Cuthbert). В статье, которая опубликована журналом Nature, авторы сообщают об открытии с 97-процентной точностью 97 новых участков коры в каждом полушарии головного мозга и подтверждении локализации известных ранее 83. В прежних исследованиях организации коры чаще всего проводилась лишь одна манипуляция — микроскопия посмертных образцов мозговой ткани, но, поскольку ориентация изучаемого образца относительно остальных частей коры была неизвестна, результаты были трудно сопоставимы с данными визуализации головного мозга. “Ситуация подобна той, что была в астрономии до появления адаптивной оптики и космических телескопов, когда получаемые наземными телескопами изображения были довольно размытыми”, — поясняет руководитель исследования Мэтью Глессер (Matthew Glasser) из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis).
В проекте “Коннектом человека” причины этой размытости устранили, используя для установления архитектуры, активности, межнейронных связей и топографии коры головного мозга множественные, точно ориентированные магнитно-резонансные изображения, полученные в группе 210 здоровых участников. Как пояснил для New York Times другой автор, Дэвид Ван Эссен (David Van Essen), также из Вашингтонского университета, “мы получили информацию 112 различных типов и, используя эту вариабельность, обучили компьютер распознавать отдельные участки коры. Как только компьютер смог профилировать, то есть выбирать из массива данных, характерные комбинации миелина, функциональной активности и прочего, в проверке на других 210 участниках подтвердились новые 97 участков коры”.