Дважды не присягали. Донские казаки как опора самодержавия и жертва большевизма.

Тема донского казачества была и будет актуальной, так как имеет политическую основу. Для значительной части российского населения это до сих пор звучит личностно, поскольку касается истории их семей. К числу таких граждан отношусь и я. Память, документы привели меня к размышлениям о судьбах казачества и подготовке книги о них, а также подтолкнули к открытию в Южном научном центре РАН Музея казачества, этнографии и культуры Приазовья.

Благодаря работе ученых в отечественных архивах сейчас можно узнать новые факты о Революции 1917 года, Гражданской войне, коллаборационизме и др. Это позволяет яснее представить процесс фактической гибели казачества — мощной военно-политической силы, которая всегда была опорой самодержавия в России, потому что до конца была предана Отечеству. 
Опора державы
Издревле на территории Области Войска Донского (исторически размещавшегося в границах нынешней Ростовской и Волгоградской областей, части Воронежской и Луганской областей и Республики Калмыкия) селились три группы: собственно казаки, калмыки и русские крестьяне. Они и считаются коренным населением. Станицы и хутора располагались по берегам Дона, протяженность речной системы которого 1870 километров, и его притоков.
За 300 лет на земле Войска Донского сформировалась своеобразная казачья общность с характерным военным искусством, хозяйственными устоями, привычками, духовным укладом, говором, а в целом — с особым социально-экономическим и общественным порядком. Как военное сословие донские казаки участвовали во всех крупных сражениях, которые вела Российская Империя. Им поручали самые ответственные, сложные и секретные военные задания.
Как опоре самодержавия донским казакам поручалось гасить революционные выступления, в том числе в Венгрии и Польше. Они часто выполняли полицейскую функцию, препятствуя националистическим погромам и выступлениям черносотенцев. К концу 1914 года в Москве, Киеве, Владикавказе, Екатеринбурге, Перми, Уфе, Челябинске, Одессе, Тифлисе и других городах страны на гарнизонной службе состояли 67 отдельных и особых донских казачьих сотен.
Роковой ошибкой правителей России стало то, что вплоть до 1917 года не была отменена черта еврейской оседлости на Украине, в Белоруссии и Польше. На этой территории за чуть более чем 120 лет сконцентрировали огромное количество еврейского населения Империи — порядка 7 миллионов человек. 
Этот фактор, а также конфликты на западе страны между малороссами и поляками вынуждали квартировать на данной территории большую часть казачьих полков и сотен. А во время Первой мировой войны на фоне общего развала армии, который наступил после Революции 1917 года, казачьи войска оставались той силой, которая противостояла дезертирству солдатских частей и тем удерживала фронт.
Труженики
Земля, полученная за государственную службу, была основой существования всего войска и каждой казачьей семьи. В 1882 году станичные угодья занимали более 7,7 миллиона гектаров (64,5%), войсковые — более 1,46 миллиона гектаров (16,5%), в частном владении находилось около 2,46 миллиона гектаров (20%). К 1917 году за рядовыми казаками оставались паи площадью около 15-20 десятин на душу населения, то есть 15-20 гектаров. Веками складывалась индустрия коневодства и рыболовства, торговля зерном, вином, мясомолочной продукцией. Все это стабильно пополняло войсковую казну. Среднестатистическая казачья семья в Российской Империи относилась к зажиточным. Освоение новых территорий в России было связано с переселением миллионов русских и украинских крестьян на Дон и Кубань, в Сибирь. Однако слиянию приезжих с коренным населением казаки всячески противились. Их этносословный “национализм” проявлялся в предвзятом отношении к иногородним, представителям нерусских национальностей и крестьянам.
Говорил об отличиях и язык казаков. Своеобразие, колоритность их говора проявлялись в фонетике, морфологии, синтаксисе, лексике и фразеологии.
На рубеже XIX-XX веков шел бурный рост промышленных и торговых центров — Ростова, Таганрога, Азова и др. Население станиц и хуторов уменьшалось, но при этом менялся облик городов. В Ростове, например, с 1895 по 1908 год местная власть выдала 16 разрешений на возведение 4-этажных и 263 разрешения на строительство 3-этажных домов. 
К 1910 году казаки составляли примерно 15-20% от общего числа крупных донских предпринимателей — более 1 тысячи. Это при том, что правительство и войсковая администрация сдерживали развитие промыслов в казачьей среде. Свыше 70% хозяйств составляли середняцкие, более 20% — бедняцкие, и только около 7% хозяйств использовали наемный труд, характеризовались как зажиточные.
Воины
Казаков отличала высокая военная культура. У сыновей казачьих офицеров времени на игры было мало. Нередко детьми вместе с отцами они отправлялись на службу, часто — на войну. Тех, кто попадал учиться в кадетский казачий корпус или гимназию, считали счастливчиками, их имена знали все жители станицы или хутора. Естественно, что с момента вхождения в состав Российской Империи в начале XVIII века донское казачество участвовало во всех битвах, которые вело государство, в том числе в военных действиях на Северном Кавказе в первой половине XIX века. 
Именно здесь достиг первых боевых успехов легендарный донской атаман Матвей Платов. Эффективности действий казаков во многом способствовало их умение управлять лошадьми на грани искусства и особая экипировка. Казачьи войска были сверхманевренными, чем наводили ужас на врагов. Причем войска формировались по принципу совместной службы родственников или близких соседей и отличались исключительной дисциплиной. Всю свою жизнь казак поддерживал физическую форму, чтобы быть в постоянной боевой готовности.
Опыт кавказской войны пригодился казачеству в боях с Османской империей в период Первой мировой…Примечательно: первым георгиевским кавалером на ней стал донской казак Усть-Хоперской станицы Козьма Крючков. Всего за ратные подвиги Георгиевские награды получили 193 офицера и 37 тысяч казаков. Казаки не знали, что такое дезертирство, они последними покидали окопы. Шесть донских пеших батальонов в войсках генерала Юденича в 1914 году приняли участие в Сарыкамышском сражении, а затем — взятии крепости Эрзерум. Генерал Николай Юденич — герой Первой мировой — был вычеркнут из отечественной истории большевиками. Он провинился тем, что возглавил контрреволюционный поход на Петроград в 1919 году. В эту войну казаки, достигшие генеральских чинов, руководили крупными вой­сковыми операциями. Генералы А.М.Каледин и П.Н.Краснов осуществляли знаменитый “Брусиловский прорыв” в 1916 году. 
Цифры общих потерь донских казачьих частей таковы. Убито в боях 182 офицера и 3444 казака. Ранено и контужено 777 офицеров и 
11 898 казаков. Без вести пропало 54 офицера и 2453 казака. Попало в плен 32 офицера и 132 казака. Это были самые низкие показатели боевых потерь из всех родов войск русской армии.
Горькая судьба в ХХ веке
В советскую эпоху казаки пережили не только кровавое расказачивание, но и вместе с другими слоями населения юга России — раскулачивание, деклассирование, насильственную украинизацию и сталинскую коллективизацию.
Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война привели к тому, что атаман Алексей Каледин провозглашает автономную Донскую республику. Его курс продолжил атаман Петр Краснов, который в 1918 году превратил автономию в независимое государство — пока не победят большевиков. Однако революция внесла раскол и в казачество. Из его бедных слоев вышли красные казаки и их лидеры М.В.Кривошлыков, Ф.Г.Подтёлков и др. Правда, советскую власть поддержали лишь порядка 15% дончан.
Во время Гражданской войны большевики под руководством председателя Реввоенсовета республики Льва Троцкого провели кровавое расказачивание, по сути — геноцид. Зловещую роль в этом наряду с Я.М.Свердловым и Л.Д.Троцким сыграл большевик С.М.Сырцов, пользовавшийся личным доверием Свердлова. Именно Сырцов и его ближайшее окружение организовали и запустили процесс поголовного расстрела, расказачивания и других форм массового террора.
В этот период было принято решение упразднить Новочеркасск как столицу Области Войска Донского и перевести правительство в Ростов-на-Дону.
Донцы всегда придерживались принципов единой и неделимой России от Бессарабии до Тихого океана. Казаки дважды не присягают. Октябрьскую революцию большая их часть не приняла и в годы Гражданской вой­ны стала опорой Белого движения. Большевики, уничтожив казачество в Области Войска Донского, потеряли надежную опору в лице почти 130-тысячной армии. След от кровавого расказачивания большевиков глубоко засел в головах станичников. Во время Великой Отечественной войны возник феномен “казаков вермахта”. 
Был и политический аспект — расчленить враждебную советской власти Область Войска Донского. В марте 1920 года Сталин подписал Постановление Совета Укртрударма об образовании Донецкой губернии из частей Харьковской, Екатеринославской губерний и Области Войска Донского. С 1920 года Область Войска Донского как административная единица была упразднена. Только в 1925 году районы Таганрога, Шахт были возвращены в РСФСР. Но они уже имели другие границы, стали меньше по территории и населению. Красно-Лугский, Дмитриевский, Амвросимовский районы остались на Украине. 
На мой взгляд, расстрел демонстрантов в Новочеркасске, вышедших с экономическими лозунгами, — это еще одна горькая история донского казачества. С каждым годом отдаляется от нас грозная эпоха Революции 1917 года, Гражданской войны. В ХХ веке ушло поколение царских казаков. Ощутима утрата потомственных уроженцев Области Войска Донского. До прихода советской власти казачье сословие Дона исчислялось более чем полутора миллионами граждан. По переписи 2010 года казаками себя назвали чуть более 70 тысяч жителей Волгоградской и Ростовской областей. Существует заметная диаспора донских казаков за рубежом — во Франции, США, Австралии, Канаде, а также в Луганской области Украины. Общая численность — порядка 20 тысяч человек. 
Постсоветская активность донских казаков больше напоминает деятельность политических движений. Светлое пятно, главным образом, это кадетские корпуса на Дону. В периоды политических баталий, предвыборных мероприятий их на Дону, в Новочеркасске всегда посещают лидеры нашего Отечества.
Говорят, истинных казаков можно узнать по говору, тем не менее сегодня донского говора почти не слышно.
Геннадий Матишов, 
академик, председатель ЮНЦ РАН

На второй иллюстрации: Гражданская (братоубийственная) война

На третьей иллюстрации: Войцех Коссак. Кровавое воскресенье в  Санкт-Петербурге

На пятой иллюстрации: Мазуровский В.В. Разгон рабочей демонстрации в Польше

На шестой иллюстрации: Матишовы И.Н. и Л.Г. с детьми 

Нет комментариев