Обещанного ждут. Ученых снова просят потерпеть.

Научно-координационный совет (НКС) при ФАНО России провел очередное заседание, в котором приняли участие руководитель федерального агентства Михаил Котюков, его заместители, представители Российской академии наук. Основными вопросами повестки дня были утверждение нового пакета актуальных направлений научно-технологического развития России, обсуждение возможностей применения уже поддержанных проектов актуальных направлений, а также рассмотрение доклада рабочей группы НКС, которая готовила рекомендации по повышению рейтинга научных журналов, выпускаемых подведомственными ФАНО организациями. Обсуждались на встрече также проблемы, связанные с финансированием целевых программ. 
НКС утвердил решение своего бюро, одобрив очередные 12 проектов актуальных направлений, представленных тремя секциями совета. 
— Теперь у нас есть уже 74 утвержденные темы, — сообщил “Поиску” председатель НКС член-корреспондент РАН Юрий Балега. — Проделана колоссальная работа по их отбору: программы подробно рассматривали секции, около 20 заседаний провело бюро, сам совет посвятил обсуждению направлений массу времени. Важно, что инициатива исходила снизу, от институтов. Обсуждение проходило очень непросто. Например, на последнем заседании бюро НКС развернулась жесткая дискуссия вокруг программы по медицинской физике, представленной Физико-техническим институтом (ФТИ) им. А.Ф.Иоффе РАН. Коллеги из Секции наук о жизни посчитали предложения ФТИ недостаточно обоснованными, в итоге решено было вернуть программу на доработку. 
Уже не первый раз на заседании совета был поднят вопрос о том, как использовать столь тщательно отобранные проекты. Председатель НКС сообщил, что в итоге было предложено три направления их продвижения. 
— Во-первых, они должны послужить наполнением долгосрочной Стратегии научно-технологического развития страны, в которой пока нет ничего, кроме общих слов, — заявил Юрий Балега. — Во-вторых, на основе утвержденных НКС проектов будут формироваться комплексные программы научных исследований (КПНИ), которые агентство предполагает финансировать параллельно с программами Президиума РАН. Об этом договорились руководители ФАНО и Академии наук. В сумме на программы президиума и КПНИ предполагается выделить около 5 миллиардов рублей. Наконец, именно под актуальные направления в ходе реструктуризации академической сети должны создаваться крупные интегрированные исследовательские центры. 
Что касается второго вопроса повестки дня о том, как повысить рейтинг научных журналов, выпускаемых подведомственными ФАНО институтами, тут Научно-координационный совет, по словам Юрия Балеги, не смог найти приемлемых решений. 
— В России издается около 5 тысяч научных журналов, из них примерно 500 — в подведомственных ФАНО организациях, — отметил председатель НКС. — Практически каждый наш институт выпускает свой журнал, а крупные издают даже по нескольку. Лишь немногие из этих изданий котируются в мире, так как далеко не все обеспечивают серьезное рецензирование. Сильные работы российские ученые предпочитают публиковать в зарубежных изданиях с высоким импакт-фактором. Что тут можно сделать? Наша рабочая группа выдала рекомендации редакциям: как сделать, чтобы журналы индексировались в международных базах данных. Рецепты, на мой взгляд, достаточно наивные. Например, предложено больше печатать статей на английском языке, привлекать зарубежных ученых в качестве авторов и членов редколлегии. В общем, поскольку издательская деятельность находится в ведении РАН, решено продолжить совместный мозговой штурм проблемы. 
Члены НКС поставили перед Михаилом Котюковым вопрос о том, почему агентство до сих пор не профинансировало конференции, список которых совет еще в начале года сформировал на конкурсной основе. Многие организации уже провели конференции, но денег так и не дождались. Не получили обещанную поддержку (1,35 млрд рублей) также центры коллективного пользования и уникальные установки, которые прошли организованный НКС многоступенчатый отбор. 
— Наши эксперты свою работу выполнили, — подчеркнул Юрий Балега. — Глава ФАНО проинформировал нас, что он подписал основанные на решениях совета распоряжения месяц-полтора назад. Почему же деньги задерживаются? Финансисты объяснили это тем, что представлены еще не все необходимые для обоснования трат документы. При этом они пообещали ускорить процесс и отправить средства на упомянутые целевые программы в течение недели. 
Начальник Финансово-экономического управления ФАНО Наталья Сибирякова проинформировала участников встречи, что в ближайшее время получат дополнительные средства исследовательские центры, которые были созданы в ходе реструктуризации сети академических институтов. Всего на программы развития новых ФИЦ и РИЦ в 2016 году зарезервировано 2,291 млрд рублей. Еще 735,3 млн рублей институтам будет перечислено на выполнение указа Президента РФ об увеличении заработной платы ученых за первый квартал.
Следующее заседание Научно-координационного совета ФАНО состоится после летних каникул. А бюро НКС соберется в июле для обсуждения Стратегии научно-технологического развития, проект которой недавно был вынесен на общественное обсуждение (см. с. 5). Рабочая группа НКС под руководством академика Игоря Соколова, которая давала свои предложения по этому документу, рассмотрит обнародованный вариант и предложит бюро план дальнейших действий. 
Надежда АЛЕКСАНДРОВА 
Фото с сайта ФАНО

Нет комментариев