Под знаком Солнца. Новосибирские ученые взялись за расшифровку древней писаницы.

Новосибирские археологи приступили к детальному анализу редкого наскального изображения, сделанного в Забайкалье древними людьми. Ученые предполагают, что возраст петроглифа составляет около 4 тысяч лет.
О писанице (петроглифе) на реке Ларги у села Горбица Сретенского района Забайкальского края археологи слышали и раньше. Ее обнаружил местный охотник много лет назад. В начале 1990-х Виктория Куприянова, учительница одного из здешних сел, даже привозила своих учеников к писанице на экскурсию. Но время шло: охотник уехал из своего села, не стало пожилой преподавательницы, а другие местные жители дороги к тому месту не знали.
— Ларгинскую писаницу разыскали в конце полевого сезона 2013 года, — рассказывает доцент кафедры археологии и этнографии НГУ и научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Сергей Алкин. — В тот год экспедиция провела у нее не более часа. В течение двух следующих полевых сезонов новосибирские археологи возвращались к писанице, чтобы скопировать все изображения на прозрачную пленку для дальнейшего анализа. Кроме студентов-практикантов им помогали волонтеры из Читинского техникума железнодорожного транспорта.
Теперь у нас есть полная копия, с которой уже можно работать: изучать изображения, анализировать сюжет. С одной стороны, наша задача — рассказать всем об этом удивительном петроглифе, ввести новый археологический памятник в научный оборот, привлечь к его изучению других специалистов. С другой стороны, очень хочется, чтобы писаница так и осталась неповрежденной: пусть на ней не будет отметок и рисунков туристов. Именно поэтому археологи в течение нескольких лет, что заняла работа по составлению копии, не спешили сообщать журналистам о своей находке. Впрочем, до сих пор глухой труднодоступный район надежно защищал писаницу от посторонних.
По предварительной оценке, Ларгинская писаница была создана в эпоху бронзы, около 4 тысяч лет назад. Такой вывод археологи сделали на основании сравнений с аналогичными памятниками в Восточном Забайкалье и Якутии. Люди, создавшие писаницу, очевидно, были тунгусо- или монголоязычны.
“Писаница на реке Ларги — памятник редкий, — рассказывает С.Алкин. — Прежде всего, потому, что она большого размера и содержит множество изображений, в то время как обычно на скалах в этом районе можно было найти один-три плохо сохранившихся рисунка. Кроме того, нас порадовала ее великолепная сохранность”.
Наскальное изображение, обследованное новосибирскими археологами, состоит более чем из 20 элементов. Выполнено оно минеральной краской — красной и оранжевой охрой. “Центральными в композиции являются антропоморфные изображения, — продолжает рассказ ученый. — В частности, на петроглифе в Ларгах имеется фигурка, рядом с которой изображен круг — знак Солнца. Он имеет внутри перекрестье. Именно так во многих сибирских культурах обозначают шаманские бубны. Поэтому вполне возможно допущение, что фигура с солярным знаком изображает шамана с бубном”.
Кроме того, археолог отмечает на рисунке копытное животное, предположительно быка. Имеются на скале изображения птиц, которые часто встречаются на других известных петроглифах в Забайкалье. Еще один важный элемент Ларгинской писаницы — множество точек и линий.
“Такие точки иногда интерпретируют как символ счета, когда автор изображения фиксировал количество неких объектов (например, голов скота в стаде), — поясняет археолог. — Что касается ряда вертикальных палочек над горизонтальной линией, то, вполне возможно, это изображение длинных лодок-долбленок с сидящими в них людьми. Во всяком случае, именно так интерпретируют подобные рисунки наши коллеги в других регионах”.
Новосибирские ученые намерены продолжать поиск петроглифов. “Есть вероятность, что Ларгинская писаница — не единственное наскальное изображение в тех местах. Будем искать”, — завершает рассказ Сергей Алкин.
По материалам пресс-службы НГУ