Комета для жизни

Соединения, значимые для возникновения жизни на Земле, обнаружены на комете Чурюмова — Герасименко. Об этом сообщает ScienceNOW.
Среди жизненно важных химических составляющих, выявленных в газопылевой оболочке кометы, самая простая аминокислота глицин, которая входит в состав белков, и фосфор, ключевой компонент остова молекул ДНК и РНК, а также клеточных мембран. Возможность попадания на раннюю Землю воды и органических молекул в процессе столкновения планеты с такими объектами, как астероиды и кометы, — предмет многолетних и серьезных дискуссий. И хотя спектрометром-анализатором ROSINA (Rosetta Orbiter Spectrometer for Ion and Neutral Analysis) на европейском космическом аппарате Rosetta уже установлено, что вода на комете 67Р/Чурюмова — Герасименко отличается от таковой на Земле изотопным составом, тот же прибор показал, что комета, не сыгравшая предполагаемой роли в доставке воды, определенно может рассматриваться как возможный источник других жизненно важных ингредиентов. Некоторые указания на наличие аминокислоты глицина были получены в миссии НАСА Stardust, которая совершила облет кометы Wild 2 в 2004-м, но тогда ученые не могли исключить загрязнения кометной пыли образцами земного происхождения. Сейчас данные о присутствии аминокислоты в коме — окружающем ядро кометы облаке из пыли и газа — подтверждены неоднократными измерениями. Первое было проведено в октябре 2014-го, но основная часть измерений пришлась на август 2015-го, когда орбита кометы была в перигелии, ближайшей к Солнцу точке, и истечение газов от нее было наиболее сильным. “Это первое несомненное открытие глицина в тонкой атмосфере кометы”, — сказала в комментарии изданию Space Daily Катрин Альтвегг (Kathrin Altwegg) из Центра изучения космоса и условий для жизни Университета Берна (Center of Space and Habitability of the University of Bern) в Швейцарии, научный руководитель работ на спектрометре ROSINA. Результаты этого исследования опубликованы в недавнем номере журнала Science Advances.
Обнаружить глицин непросто из-за его крайне низкой реакционной способности: он возгоняется при температуре 150 градусов Цельсия, следовательно, с холодной поверхности кометы или из-под ее поверхности в газовую оболочку аминокислоты попадает совсем мало. Но ученые “увидели четкую взаимосвязь между глицином и пылью, что предполагает выброс аминокислоты из ледяно-пылевой мантии кометы при нагревании комы”, — поясняет Альтвегг. Наряду с глицином при исследовании кометы Чурюмова — Герасименко были обнаружены также органические молекулы метиламин и этиламин — предшественники глицина. Глицин — единственная аминокислота, для образования которой не нужна жидкая вода. Аминокислота, ее предшественники и фосфор на комете подкрепляют идею внеземного происхождения ключевых молекул для пребиотической химии.