Знали толк

Археологи установили, что 5000 лет назад на территории Китая варили ячменное пиво. Подробности — в Live Science.
Исследование, о котором международная группа авторов сообщила в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences США, было посвящено анализу остатков органических соединений на осколках глиняных изделий из археологической зоны Мицзяя, что в центрально-китайской провинции Шэньси. Ученые обнаружили здесь две ямы с широкими глиняными горшками, воронками и амфорами. Каждый тип сосуда мог использоваться для определенных этапов приготовления пива: например, горшки — для пивоварения, воронки — для фильтрации, а амфоры — для хранения. Форма керамических сосудов и радиоуглеродный анализ указывают на поздний каменный век и культуру Яншао, их возраст от 4900 до 5400 лет. На внутренней поверхности изделий остался желтоватый налет, в котором присутствовали следы оксалатов — солей щавелевой кислоты, побочных продуктов пивоварения, а также остатки различных зерен и растений, таких как сорго, Иовлевы слезы, ячмень и определенные клубневые.
Ячмень нашел применение в пивоварении из-за высокого содержания в нем фермента амилазы, способствующего превращению крахмала в сахара. Согласно историческим свидетельствам, этот злак начали культивировать в Западной Азии, а пиво из него более 8000 лет назад могли варить шумеры и вавилоняне. Когда началось китайское пивоварение, по словам авторов нового исследования, неясно, однако следы на утвари из Мицзяя указывают на то, что ячмень в этом регионе был известен за 1000 лет до того, как началось его возделывание.
В комментарии изданию Live Science ведущий автор исследования, аспирантка Стэнфордского университета (Stanford University) Цзяцзин Ван (Jiajing Wang), не исключила, что ячмень мог попасть в Китай, например, из Египта в качестве сырья и вместе с рецептом приготовления пива. Археологическая зона Мицзяя была открыта в 1923 году шведским археологом Йоханном Гуннаром Андерссоном (Johan Gunnar Andersson), китайские археологи вели там раскопки с 2004 по 2006 год, до начала масштабной застройки города Сиань. Изучив отчет о раскопках в Мицзяя, Ван с коллегами обратили внимание не только на воронки, но и на осколки печей как на, возможно, имеющие отношение к производству алкогольных напитков. Начатое летом прошлого года исследование артефактов из Мицзяя, хранящихся в Институте археологии Шэньси (Shaanxi Institute of Archaeology), подтвердило догадки. Как отмечают авторы, “производство и потребление пива в культуре Яншао могло служить формированию иерархических обществ Великой китайской равнины, региона, известного как колыбель китайской цивилизации”.