Прейскурант на вдохновенье. Что могут продавать ученые?

Очередное заседание Научно-координационного совета (НКС) при ФАНО России традиционно началось с обсуждения проектов актуальных направлений научно-технологического развития. НКС утвердил еще 15 проектов, представленных институтами и рекомендованных секциями по областям наук и бюро совета. До этого, напомним, были одобрены 50 направлений. Все эти материалы переданы на согласование в Российскую академию наук. 
Вице-президент РАН Валерий Козлов поинтересовался, когда завершится формирование списка актуальных направлений, поскольку “идея овладела массами, и готовятся новые предложения”. Руководитель ФАНО Михаил Котюков ответил, что агентство, согласно поручению правительства, должно проводить эту работу постоянно. 
— Однако на данном этапе нам стоит подвести черту, — отметил глава ФАНО. — Необходимо выяснить, какими средствами для реализации уже принятых проектов мы располагаем и что в дефиците. Давайте сделаем отсечку, а впоследствии будем дополнять и актуализировать список. 
Определение перечня актуальных тематик не самоцель: представившие предложения коллективы должны понимать, что берут на себя обязательства развивать свои направления, добавил Михаил Котюков. 
— НКС вправе поставить вопрос о том, что сделали по данному проекту те, кто его инициировал, — заявил руководитель агентства. — При этом о деньгах на эти цели речи пока нет, они могут появиться позже. Сейчас нам надо понимать, какие организационные усилия необходимы для продвижения актуальных направлений.
Глава ФАНО напомнил, что наработки НКС предполагается использовать также для подготовки предложений в долгосрочную Стратегию научно-технологического развития РФ, проект которой должен быть готов к осени. В итоге решено было завершить работу по формированию первой редакции списка актуальных направлений к июню. 
Большой интерес у членов совета вызвали прозвучавшие на заседании отчеты руководителей четырех недавно созданных Федеральных исследовательских центров (ФИЦ) и Федерального научного центра (ФНЦ). Несмотря на небольшие сроки работы, все докладчики отрапортовали о достигнутых успехах и пользе объединения. Впрочем, коллег больше волновали возникающие проблемы и риски, а также перспективы развития центров. Этим вопросам было уделено особое внимание при обсуждении докладов. 
Директор ФИЦ “Информатика и управление” РАН академик Игорь Соколов рассказал, что одним из важнейших решений по развитию центра стало утверждение ученым советом ФИЦ 10 крупных научных направлений вместо 83 тем, по которым ученые выполняют госзадания сегодня. В ближайших планах — открытие двух Центров коллективного пользования и получение статуса Центра превосходства в референтной группе “Компьютерные науки”. 
Среди трудностей академик Соколов упомянул возникшую загвоздку с формированием новых диссертационных советов: необходимые документы собраны, но лежат в ВАК без движения. Существуют также проблемы с организацией работы аспирантуры, содержанием зданий. Мешает нормально работать и усложнение процедуры госзакупок. Коллектив вырос более чем втрое, а объем средств, которые организация может потратить на закупку расходных материалов без конкурса, в соответствии с законом, не может превышать все те же 100 тысяч рублей.
Объем внебюджетного финансирования ФИЦ “Информатика и управление” РАН составляет весьма внушительные 68%. У ИПИ РАН, на базе которого создан центр, этот процент был больше. Однако снижение показателей руководство не пугает. “Нарастим”, — пообещал Игорь Соколов.
Директор ФИЦ “Институт цитологии и генетики” Сибирского отделения РАН академик Николай Колчанов сообщил, что присоединение к ИЦиГ небольшого института бывшей РАСХН (Сибирского НИИ растениеводства и селекции) позволило новому центру начать выполнение проектов полного цикла по разработке методов маркер-ориентированной селекции. Эти современные технологии обеспечивают существенное ускорение работ над новыми сортами растений. Доля прикладных исследований в организации растет, и сегодня внебюджетное финансирование ФИЦ достигло 42%. Здесь тоже было решено укрупнить направления: вместо 24 бюджетных тем будут разрабатываться три. 
Отвечая на вопрос, что дает объединение, директор ФИЦ “Фундаментальные основы биотехнологии” РАН член-корреспондент РАН Владимир Попов заявил: “Имея кластер из трех институтов, мы можем предложить ведущим агрохолдингам страны и Минсельхозу, с которыми активно работаем, комплексный подход к решению всех важных для них проблем — от охраны окружающей среды и переработки отходов до маркер-ориентированной селекции. Мы готовы “выкатить” им целую обойму технологий: 25-30 разработок у нас доведено до стадии коммерциализации”. 
В числе серьезных проблем Владимир Попов назвал продолжающееся забюрокрачивание научной сферы и недостаточное финансирование. Институт имеет неплохой объем “внебюджетки” — около 60%, но, по словам директора, увеличить эту цифру вряд ли получится. “Мы уже “выловили” максимум возможного в фондах, а бизнес в нашей отрасли не стоит в очереди за научным результатом”, — отметил директор ФИЦ. 
На нехватку средств для реализации крупных проектов сетовал и руководитель ФНЦ “Научно-исследовательский институт системных исследований” (НИИСИ) РАН Сергей Бобков. В этом центре внебюджетные поступления составляют более 80%, а средняя зарплата — аж 75 тысяч рублей. После объединения НИИСИ РАН с Суперкомпьютерным центром РАН доля заказов от промышленных структур существенно возросла. Центр готов и дальше наращивать мощности вычислительных ресурсов, но для развития не хватает площадей и средств, отметил профессор Бобков. 
“Согласно нашим расчетам, если бы мы не перестроили работу и не увеличили благодаря этому уровень финансирования, то потеряли бы 90 тысяч образцов из своей научной коллекции растений”, — заявил директор ФИЦ “Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И.Вавилова” (ВИР) профессор Николай Дзюбенко. Дополнительные средства для ВИР в 2015 году удалось добыть ФАНО, а в текущем году институт включен в программу Минсельхоза, в рамках которой организации выделят целевые субсидии. 
Комментируя прозвучавшие выступления, Михаил Котюков подчеркнул, что главная задача, стоящая сегодня перед созданными центрами, — формирование программ развития. В них должны быть определены точки роста и дан ответ на вопрос, какая поддержка на начальных этапах нужна коллективам, чтобы они могли постоянно наращивать обороты и привлекать необходимые для развития дополнительные средства. 
— Мы готовы дать вам “удочку”, а дальше каждый должен “ловить рыбу” сам, — резюмировал глава ФАНО. 
Члены НКС подняли вопрос о том, что необходимо выработать критерии, по которым можно было бы судить, какой эффект в конечном итоге дает реструктуризация. Академик-экономист Виктор Полтерович призвал ФАНО разработать методику, которая учитывала бы потери на реорганизационные мероприятия и динамику последующего увеличения показателей объединенных структур, чтобы иметь унифицированный метод оценки успешности проектов. Эту проблему решено было детально обсудить на бюро НКС. 
Больше всего времени члены НКС потратили, разбираясь, как будет рассчитываться и работать новая учетная единица планирования — нормочас. Главное пугало бюрократизации подступает все ближе. Определение объема финансирования государственного задания на основании нормативных затрат на проведение исследований будет введено в практику уже со следующего года, бюджет которого формируется сейчас. 
С разработанными ФАНО подходами к расчетам условного нормовремени и формированию на этой основе планов научно-исследовательских работ участников заседания познакомил заместитель руководителя ФАНО Сергей Кузьмин. Он представил примерную схему вычисления базового норматива затрат на основе нынешнего экономического состояния институтов. Сотрудники ФАНО проделали огромную работу: для каждого научного направления рассчитали стоимость часа работы, исходя из средних данных по зарплате ученых. При этом учитывались также региональные особенности и затраты на содержание инфраструктуры институтов. Сергей Кузьмин предложил представителям академического сообщества проанализировать методику расчетов и при необходимости ее скорректировать. 
Нормируя труд ученых, нельзя отталкиваться от достигнутого, тем более от результатов последних кризисных годов, сразу же откликнулись эксперты. Получается, что факт делают нормой, тем самым закрепляя хроническое многолетнее недофинансирование исследований. Вызвал много вопросов и набор исходных данных. Учитывать ли при расчете средних зарплат выплаты научно-административному персоналу, который с некоторых пор перестали относить к категории научных сотрудников? Брать ли в расчет все финансирование, включая внебюджетное, или только средства госзадания? 
Высказывалась идея вообще отказаться от нормирования. Понятно, однако, что от установленных государственными органами требований не отмахнешься. Виктор Полтерович предложил альтернативу — оценивать не научный труд, который, по его словам, “принципиально ненормируем”, а стоимость конкретных проектов научных коллективов, которую можно подсчитать. Другими словами, продавать государству “не вдохновенье, а рукописи”. 
В итоге решено было создать при НКС специальную рабочую группу, которая уточнит подходы к нормированию и поможет ФАНО в налаживании процесса.
О предложениях по совершенствованию взаимодействия подведомственных ФАНО научных организаций с вузами рассказал академик Алексей Хохлов. Возглавляемая им рабочая группа определила, как можно реализовать на практике различные формы интеграции учебной и научной деятельности, обозначенные в Законе об образовании. Таких форм три — совместные научные проекты, создание исследовательскими институтами лабораторий в учреждениях высшей школы и организация кафедр вузов в НИИ. Предложено провести инвентаризацию совместных проектов — создать своеобразную “Карту партнерства”, чтобы поддерживать наиболее активные интегрированные структуры.
Научный сотрудник ФИАН, член Центрального совета Профсоюза работников РАН Евгений Онищенко (на нижнем снимке справа) представил предложения по конкурсному распределению субсидий институтам в рамках госзадания. Речь идет о дополнительных средствах, которые руководство ФАНО надеется получить на эти цели уже в 2017 году. Предлагаемая “линейка конкурсов”, которую НКС одобрил, “заточена” под решение кадровых проблем: поддерживать предполагается как ведущих ученых, работающих с молодежью, так и молодых исследователей, замахнувшихся на создание лабораторий. Не упущен и региональный аспект: предполагается ввести льготный режим для участников этих конкурсов, работающих не в Центральной России.
Надежда АЛЕКСАНДРОВА
Фото пресс-службы ФАНО

Нет комментариев