Учение с погружением. Проекты — в практику.

Учение с погружением

Круглый стол “Научно-проектные лаборатории для школьников на базе вузов: опыт и перспективы” стал продолжением разговора между Минобр­науки РФ, Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ) и брендовыми ИT-компаниями о необходимости совместных усилий по стимулированию у школьников интереса к инженерным специальностям. Своими взглядами на проблему обменялись заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, ректор ПетрГУ Анатолий Воронин, проректор НГУ Михаил Лаврентьев, а также представители руководства Polimedia, Intel, Lego Education и ЕМС2. 

Началось все год назад, на ММСО-2015. Одним из итогов обсуждения тогда стало решение о создании на базе ПетрГУ научно-проектной лаборатории для школьников и студентов по примеру международных STEM-центров, сеть которых развивает в России компания Intel (аббревиатура STEM означает Science, Technology, Engineering, Mathematics). Лаборатория в Петрозаводске получила название “Илмаринен” (по имени героя карело-финского эпоса “Калевала” — кузнеца, несущего людям счастье). Уникальность этого центра состояла в том, что школьники получили доступ к новейшему оборудованию и программному обеспечению, предоставленный сразу четырьмя лидерами ИT-индустрии. Кроме того, “Илмаринен” был поддержан Минобразования Карелии и Минобрнауки РФ. 
Научно-проектную лабораторию открыли в сентябре прошлого года. И уже на ММСО-2016 ребята из Петрозаводска демонстрировали результаты своей проектно-исследовательской деятельности с использованием современных ИT-технологий. Причем их проекты были направлены на решение актуальных для региона задач. Например, “Smartarium — умный аквариум” и “Умная парковка” можно было увидеть на стенде компании Intel. Оба проекта разработаны школьниками на базе платформы Intel ®Edison. “Умный аквариум” — автоматизированное устройство для дистанционного управления функциональным оборудованием аквариумной системы (актуально для рыбных хозяйств, которых немало в Карелии). Авторы (их двое) учатся в восьмом классе, а руководитель проекта — магистрант первого года обучения ПетрГУ. “Умная парковка” — автоматизированная система, отслеживающая использование парковочных мест отеля и дистанционно предоставляющая доступ к ним только клиентам и сотрудникам отеля. Авторов также двое, это ученики восьмого и девятого класса. Руководитель проекта — тот же магистрант. 
— На примере работы лаборатории “Илмаринен” мы увидели, что уже на начальном этапе у школьников появляются свои наставники в университете, определяются их профессиональная ориентация и траектория развития, — рассказал Анатолий Воронин. — Мы используем модель комплексных научных проектных групп, в них входят и школьники, и студенты, и кандидаты наук. В тесном сотрудничестве работают университет, школы и учреждения дополнительного образования. Под управлением опытных наставников в “Илмаринене” растут высокопрофессиональные специалисты для традиционных отраслей промышленности Карелии (лесная, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, деревообрабатывающая промышленность, металлургия, рыбное хозяйство).
Круглый стол в рамках ММСО-2016 был посвящен подведению итогов работы лаборатории за полгода и обсуждению следующих шагов по развитию проекта в пилотных регионах. Признав опыт деятельности лаборатории при ПетрГУ успешным, партнеры проекта объявили о единогласном решении развивать и распространять опыт “Илмаринена” в других регионах страны. Решено в начале будущего учебного года создать аналогичную лабораторию на базе Новосибирского государственного университета. По словам проректора НГУ Михаила Лаврентьева, первая Летняя школа исследовательских проектов для старшеклассников пройдет в НГУ уже в августе. А занятия по дополнительным образовательным программам — по математике, программированию, физике, робототехнике, биологии, нейрокомпьютингу — начнутся с сентября и будут включать в себя работу над исследовательскими проектами. Наряду с этим планируется в течение учебного года провести профильные смены-погружения для учащихся других городов и населенных пунктов Новосибирской области, а также обучающие семинары и мастер-классы для педагогов. 
Партнеры проекта намерены увеличивать охват школьников проектной деятельностью. Эта работа, в частности, как раз и включает проведение на базе созданных лабораторий летних или сезонных школ. Говорили также о том, что для привлечения молодых педагогов в сферу дополнительного образования нужно создавать мотивационные программы для молодых наставников, принимающих участие в проектной работе со школьниками в рамках практики и стажировок. 
— Убежден, что успешное развитие программ в сфере научно-технического творчества детей и молодежи сегодня возможно только в режиме взаимодействия с инновационным бизнесом, — подчеркнул Вениамин Каганов. — В связи с этим карельский опыт должен послужить примером эффективного государственно-частного партнерства, направленного на возрождение и развитие экономики каждого отдельного региона. И мы рассчитываем, что успешный опыт “Илмаринена” будет распространяться и масштабироваться по всей стране.
Проекты — в практику
Опыт работы центра “Сириус”, созданного Образовательным фондом (ОФ) “Талант и успех”, был представлен на конференции “Работа с одаренными школьниками в области естественных наук: профильные программы и проектная деятельность” в рамках ММСО. Центр официально открылся 1 сентября прошлого года, но фактически начал работать раньше — 1 июня (см. “Звездный поток”, “Поиск” №42, 2015; “Особым — по способностям”, “Поиск”, №44, 2015). 
Как рассказала директор фонда Елена Шмелева, за это время выпускниками программ “Сириуса” стали почти 6 тысяч детей. Фонд координирует создание реестра одаренных школьников, в котором сконцентрируется вся информация о юных талантах России — не только о тех, кто прошел через “Сириус”, но и о тех, кто по каким-то причинам не смог этого сделать. Прежде всего, о победителях предметных олимпиад всех уровней — от федеральных до муниципальных. Новая электронная система должна быть максимально удобной для детей, родителей, школ, учителей. “Тут важно сотрудничество с вузами и предприятиями, которые заинтересованы в этих детях”, — подчеркнула Елена Шмелева. 
Михаил Случ, заместитель директора ОФ “Талант и успех”, курирующий в “Сириусе” научный блок, поделился сложностями отбора юных участников программ. Главный критерий, по которому сейчас школьники попадают в “Сириус”, — результативность, то есть победы в олимпиадах высокого уровня. Но эти олимпиады проводятся для ребят, начиная с 9 класса, и поэтому в “Сириус” приезжают только старшеклассники. Как отбирать юные таланты хотя бы класса с седьмого — пока вопрос. 
Еще одна грань проблемы отбора связана с… географией. Как известно, практически все дети одарены теми или иными способностями, но вот возможности для развития талантов у юных граждан страны очень разные. И неудивительно, что подавляющее большинство “результативных” школьников приезжают в “Сириус” из мест, где они и так имеют богатые возможности для роста: из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, некоторых других регионов. Ведь победители и призеры Всероссийских олимпиад школьников, в основном, концентрируются там. Поэтому фонд “Талант и успех” начал с помощью регионов проводить собственные олимпиады в федеральных округах, с дистанционным и очным турами. И уже состоялось несколько региональных смен: Уральско-Сибирская, Южная, для Центра и Северо-Запада России. 
Михаил Случ отметил, что “Сириус” постоянно ищет новые формы работы с одаренными школьниками. Так, в феврале в рамках Урало-Сибирской смены прошла специальная школа по математике и информатике. Команда ученых, собранная лауреатом Филдсовской премии Станиславом Смирновым, занималась с ребятами наукой, которая очень отличается от школьного предмета и даже от решения олимпиадных задач. Похожую смену прошлым летом провел один из разработчиков “Яндекса” Андрей Райгородский. Творческим развитием такого формата занятий станет проектная смена в июле этого года: 400 школьников будут работать по восьми направлениям. По каждому направлению, в среднем, 15 проектов, в основном междисциплинарных. В группе — от трех до пяти человек. Скажем, в рамках направления “Совершенствуем человека” проектные команды займутся конструированием систем и устройств, помогающих человеку выполнять утраченные им функции (пример проекта — “Функциональная замена уха на основе волоконно-оптического микрофона”). “Нам бы очень хотелось, чтобы сильные школьники попробовали себя в научно-исследовательской деятельности и пришли к каким-то результатам”, — пояснил М.Случ. 
В рамках проектной смены также пройдет серия курсов повышения квалификации для учителей, в том числе и для педагогов дополнительного образования, занимающихся проектной деятельностью. Полученный опыт они смогут использовать в родных городах. Так что, возможно, со временем проектная деятельность для талантливых ребят, где бы они ни жили, станет обычным делом.
Подготовила Наталия БУЛГАКОВА
Фотоснимки предоставлены пресс-службами ПетрГУ и образовательного центра “Сириус” 
 
 
   

Нет комментариев