Вырос карлик

Астрономы впервые обнаружили звезду — белого карлика с кислородной атмосферой, и это оказалось полной неожиданностью. Статья о звезде (SDSS J124043.01+671034.68), находящейся в 1200 световых годах от нас и имеющей атмосферу, которая состоит из кислорода на 96%, опубликована в журнале Science.
Кислородная атмосфера не предусмотрена ни одной теоретической моделью эволюции звезд. Открывшие ее астрономы — Кеплер де Соуза Оливейра (Kepler de Souza Oliveira) и Густаво Орике (Gustavo Ourique) из бразильского Федерального университета Рио-Гранде-ду-Сул (Federal University of Rio Grande do Sul), а также Детлев Кёстер (Detlev Koester) из Университета Киля (University of Kiel) в Германии — считают, что первоначальная атмосфера звезды, состоящая из водорода и гелия, была сброшена, возможно, под влиянием силы гравитации звезды-компаньона. Как отмечает портал Physicsworld, открытие может дополнить картину эволюции звезд в белых карликов, подобных Солнцу. Звезда была обнаружена при анализе данных проекта широкомасштабного исследования изображений и спектров звезд и галактик под названием “Слоуновский цифровой небесный обзор” (Sloan Digital Sky Survey, SDSS). Химический состав окружающего звезду газового слоя определяли по спектру излучения. В атмосфере звезды есть также неон и магний, сама звезда содержит следовые количества кремния, а водород и гелий в ней не определяются. Последующий анализ спектра и сопоставление полученных данных с математическими моделями позволили предположить, что масса звезды не много превышает массу Солнца. Это делает наблюдаемую звезду еще более загадочной, потому что светило, которое доходит до стадии белого карлика с такой массой, должно быть слишком мало для углеродного горения, представляющего собой одну из возможных ядерных реакций в процессе звездной эволюции. Обычно белыми карликами, которые “сожгли” свои водород, гелий и углерод и превратились в карликов с богатым кислородом ядром, которое могло бы быть у наблюдаемой звезды, бывают звезды на порядок тяжелее Солнца. Потому у этой звезды кислорода и не должно было быть вообще, тем более на поверхности.
Как указывают авторы, были модели, предполагавшие ограниченное углеродное горение у звезд в 5,5 солнечной массы, которое давало бы температурный импульс, распространявшийся от центра к периферии. Но только этим объяснить открытие авторов невозможно. По словам Кеплера, “эти модели говорят лишь о возможности существования углеродного ядра и кислородной атмосферы, но из них не следует полное отсутствие гелия, да и по массе такой белый карлик должен быть сопоставим с Солнцем, то есть быть значительно больше того, что мы обнаружили”. А потому наблюдаемую атмосферу можно объяснить лишь потерей внешних слоев, состоявших из гелия и водорода.