Феномен согласия. История Русской Америки объединяет ученых двух стран.

Давно замечено: международные конференции, которые проводит Институт всеобщей истории РАН, вызывают живейший интерес ученых. Однако объявление о нынешнем научном собрании произвело форменный фурор. Устроители даже сменили зал в здании Президиума РАН, отдав предпочтение более просторному, и тот был полон. Не ясно, правда, что стало причиной ажиотажа. То ли сама тема встречи “История и наследие Русской Америки”, организованной ИВИ и Институтом Кеннана (США) и собравшей историков России и США, то ли видные гости: Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел РФ, передавший приветствие от имени министра — Сергея Лаврова; Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента РФ по международному и культурному сотрудничеству; с американской стороны — посол США в РФ Джон Теффт, ученые и общественные деятели Америки.
Напомним: история освоения Русской Америки началась в середине XVII века, когда казаки-первопроходцы открыли пролив между Азией и Америкой. Спустя век экспедиция под руководством Витуса Беринга обследовала тихоокеанское побережье Северной Америки. По праву первооткрывателей эти земли принадлежали России. В 1812 году в Северной Калифорнии был основан Форт Росс, его население составляли русские, алеуты, индейцы. Дружба первых русских поселенцев с американцами положила начало долгим устойчивым отношениям.
Приветствуя сам факт встречи, представители России отмечали интерес со стороны отечественных ученых и общественности к истории взаимоотношений двух стран. Стремление сохранить добрые традиции — это та сила, которая поможет нашим народам стать ближе друг к другу. Выступавшие привели немало примеров успешного сотрудничества России и Америки и едва ли не первый из них — история Русской Америки, постройка Форта Росс, ставшего символом дружбы между двумя странами. Вспоминали и полет Чкалова в Америку, и сотрудничество музеев, и православных церквей двух стран… Несмотря на непростые отношения, уважение к общему прошлому и наследию сохраняется. Русские и американцы продолжают совместную работу и выступают с новыми инициативами. 
По словам Джона Теффта, прежде чем стать дипломатом, он намеревался изучать историю и перечитал множество книг о Восточной Европе. Интерес к ней не прошел за все 40 лет его дипломатической карьеры. Что же касается темы конференции, заметил посол, то, возможно, кого-то из американцев удивит, что первыми европейцами, исследовавшими северную часть Тихого океана, стали русские, основавшие Форт Росс. Изучая этот факт, рассказывая о нем, российские ученые вносят вклад в общее понимание истории России и США. Конференция не только поможет лучше понять прошлое, но и укрепит взаимопонимание между американцами и россиянами. Со своей стороны, заверил Теффт, Посольство США в РФ делает все возможное, чтобы содействовать взаимопониманию, прилагает немалые усилия, чтобы россияне и американцы могли участвовать в различных программах национального обмена. 
Как объясняет интерес к конференции ее организатор, научный руководитель ИВИ академик Александр Чубарьян?
 — Дело не столько в обсуждении истории русских поселений в Америке, сколько в сложных отношениях между нашими странами. Возможно, поэтому происходит совсем немного встреч, подобных сегодняшней. Чем привлекательна наша конференция? Своей нейтральной темой, согласием историков двух стран в отношении к общему нашему прошлому — присутствию русских в Америке, основавших Форт Росс. Удивительное сочетание — Русская Америка, странно звучит и здесь, и там. Это редкий феномен мировой истории. Но есть у этой необычной темы важное достоинство — она не политизирована и не поддается идеологическому шатанию. У историков устойчивое представление друг о друге без отклонений вправо-влево. Недаром кто-то из выступавших сравнил нашу встречу с открытым окном.
Не скрою, когда мы беседовали с директором Кеннановского института, я предлагал для совместного обсуждения более острые темы, касающиеся нынешних американских исследований России и российских Америки. Высказал, например, идею собрать в Москве новое поколение американских советологов, или кремленологов, как их называют. Со старшим поколением мы поддерживали отношения во времена “холодной войны”, даже приняли свои “правила игры”. Но молодое поколение нам не знакомо, наши специалисты с ним никак не связаны. И хотя мы остановились на изучении Русской Америки, думаю, в следующем году все же пригласить в институт молодых советологов.
Юрий ДРИЗЕ

Нет комментариев