В синергии — сила. Как создавался союз вуза и академии.

Факультет проблем физики и энергетики (ФПФЭ) — один из самых “академичных” в Московском физико-техническом институте. Базовыми научными организациями большинства кафедр ФПФЭ являются ведущие институты РАН физического профиля. Плодотворное сотрудничество длится уже 40 лет, его результат — более двух с половиной тысяч прекрасно подготовленных специалистов по самым актуальным направлениям современной физики и техники. Как зарождалось и развивалось это партнерство? Меняется ли его содержание в условиях реформы науки и образования? Об этом “Поиску” рассказал декан ФПФЭ профессор Алексей ЛЕОНОВ, возглавляющий факультет в течение более 10 лет.

— Алексей Георгиевич, почему ваш факультет территориально располагается в Москве, а не в Долгопрудном, как основная часть Физтеха?
— Так исторически сложилось. Когда факультет создавали, предполагали, что он будет готовить квалифицированные кадры в основном для активно развивавшегося Научного центра Академии наук в поселке Красная Пахра (сегодня это город Троицк). С идеей организации такого учебного подразделения Физтеха в середине 1970-х выступил Евгений Павлович Велихов, который руководил работавшим в этом научном центре филиалом Института атомной энергии им. И.В.Курчатова (позже преобразованным в Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований, ТРИНИТИ). Евгений Павлович, будучи молодым академиком, в те времена уже имел большой научный вес, реализовывал крупные проекты — плазменная энергетика, управляемый термоядерный синтез, мощные лазеры. Инициативу Велихова — организовать новый факультет для подготовки широко образованных специалистов по самым перспективным направлениям фундаментальной и прикладной физики — деятельно поддержал Петр Леонидович Капица, один из отцов-основателей Физтеха, к которому прислушивались и в правительстве, и в Академии наук. 
Факультет хотели разместить в Красной Пахре, там уже и землю под этот объект отвели. Но со строительством почему-то не сложилось. Физтех тогда относился к Министерству среднего и высшего образования РСФСР, а оно было беднее союзного Министерства образования. Так что, возможно, свою роль сыграло отсутствие необходимых средств.
Тем не менее проект был реализован. По инициативе директора Института космических исследований АН СССР академика Роальда Сагдеева, для проведения учебных занятий на факультете ИКИ выделил один из своих корпусов. Это было очень удобно: рядом располагались и другие базовые академические институты, и московское общежитие Физтеха. 
— Как все начиналось? 
— В январе 1976 года был подписан приказ о создании нового факультета, а в апреле определился состав его базовых кафедр. Его деканом стал Е.П.Велихов. В сентябре был проведен первый набор на ФПФЭ. Изначально в его состав вошли кафедры космических исследований Р.З.Сагдеева, взаимодействия излучения с веществом (заведующий — нобелевский лауреат академик А.М.Прохоров), плазменной энергетики (академик Е.П.Велихов), физики высоких давлений (академик Л.Ф.Верещагин), квантовой оптики (член-корреспондент С.Л.Мандельштам). С каждым годом число кафедр росло. 
— А сколько их сейчас? 
— Сегодня на ФПФЭ успешно работают 13 базовых кафедр практически по всем направлениям подготовки современной физики, которые имеют выход в сферу новых технологий и инноваций. Самой молодой на факультете стала образованная в 2008 году кафедра электродинамики сложных систем и нанофотоники на базе Института теоретической и прикладной электродинамики (ИТПЭ) РАН, которую возглавил директор этого института академик А.Н.Лагарьков. ИТПЭ РАН является головным предприятиям по проблеме радиолокационной заметности. Однако наряду с прикладными задачами в институте проводятся фундаментальные исследования, связанные с задачами взаимодействия электромагнитных волн с различными объектами нано- и макромира. 
— Среди заведующих кафедрами ФПФЭ — выдающиеся ученые, члены Академии наук, стоявшие и стоящие во главе крупных институтов РАН. Сегодня академическая система в связи с реформами переживает нелегкие времена. Сказывается ли это на работе ваших базовых кафедр? Как вы строите отношения с РАН?
— Наши преподаватели — талантливые ученые, отдающие много сил и энергии своим ученикам, — не афишируют свои трудности, но мы чувствуем, что их беспокоит будущее академической науки. Вообще же отношения Физтеха с Академий наук всегда были на высоте, хотя содержание их, конечно, менялось. В чем особенности нынешнего этапа? Академическая система активно реформируется, но и Физтех меняется. Наш вуз получил статус национального исследовательского университета, активно участвует в различных программах Министерства образования и науки: по привлечению в вузы ученых с мировым именем для создания конкурентоспособных научных лабораторий (программа мегагрантов); по поддержке университетов, внедряющих инновационные программы; по вхождению в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (Проект 5-100). Благодаря масштабной государственной поддержке в Долгопрудном выстроен великолепный кампус, продолжается возведение новых учебно-научных корпусов и общежитий. 
Университет переживает период бурного роста, это увлекательный, хотя и очень сложный процесс. В отношениях с РАН мы становимся все более равноправными партнерами. Раньше в Физтехе наукой занимались отдельные группы, развивавшие направления, находившиеся в сфере интересов ведущих профессоров, многие из которых были совместителями. А в последнее время в вузе, в том числе и на нашем факультете, создано много собственных научных лабораторий по самым актуальным направлениям физики, математики, информатики, техники. Один из ярких примеров — Лаборатория инфракрасной спектроскопии высокого разрешения планетных атмосфер, работающая в тесном контакте с ИКИ РАН, ИОФ РАН им. А.М.Прохорова, Курчатовским институтом. Наличие в одном месте сильных специалистов из разных областей знания дает синергетический эффект, способствует развитию междисциплинарных подходов. Это позволит нам участвовать в крупных программах, пробиваться на самые высокие позиции в мировой науке. 
— То есть в перспективе вы сможете обходиться и без РАН? 
— Очень надеюсь, что мы по-прежнему будем сотрудничать, потому что нужны друг другу. Существует понятие “Большого Физтеха”. Он включает в себя и сам университет в Долгопрудном, и его окружение из базовых институтов. Оно нас подпитывает в научном плане, а мы готовим кадры для академических институтов. И делаем это вполне успешно. Хорошую подготовку наших студентов, аспирантов, выпускников подтверждает тот факт, что они часто становятся лауреатами всевозможных научных премий. Последний пример: Владимир Стегайлов, выпускник нашего факультета, защищавший здесь кандидатскую и докторскую диссертации, а ныне являющийся одним из ведущих сотрудников ОИВТ РАН, недавно был награжден премией президента страны для молодых ученых. 
— Как работает на вашем факультете знаменитая физтеховская система раннего приобщения студентов к науке? Когда и как они попадают на базовые кафедры? Что определяет их дальнейший путь? 
— По заведенной с основания факультета традиции мы распределяем студентов по направлениям сразу после поступления. Они приходят к нам с горящими глазами, им все интересно, у них масса вопросов. Поэтому стараемся, чтобы они начали общаться с учеными, пока не погас этот огонек. Некоторые ребята с детства готовят себя к работе в определенных областях, но большинство, конечно, представляет себе будущую профессию лишь в общих чертах. Раздаем проспекты, рассказываем об особенностях и перспективах разных научных специальностей и с учетом пожеланий расписываем по базовым кафедрам. 
Представители, а часто и руководители кафедр знакомятся с ребятами уже на празднике посвящения в студенты. Например, заведующий кафедрой электрофизики академик Геннадий Андреевич Месяц эти мероприятия не пропускает, откладывает все дела, для него студенты — это святое. 
Кафедры устраивают для студентов обзорные лекции, экскурсии, встречи с потенциальными научными руководителями. Многие оформляют ребят на часть ставки. Добавка к стипендии, в общем, символическая, но молодежь это ценит как свидетельство того, что в ней заинтересованы.
На втором курсе все окончательно определяются с выбором, а с третьего начинается специализация: раз в неделю проходят занятия на базовых кафедрах. Там ребятам читают введение в специальность, обу­чают основам эксперимента. На четвертом курсе они уже занимаются серьезными исследованиями, погружены в жизнь своих институтов, становятся их ярыми патриотами. Готовят выпускные бакалаврские работы и в магистратуру в основном поступают по выбранной специальности. Пятый-шестой курс — это уже сложившиеся исследователи со своими тематиками. Они пишут статьи, ездят на конференции, готовятся поступать в аспирантуру, воспитывают студентов младших курсов. Вот такая траектория подготовки специалистов.
Вообще, Физтех задумывался как вуз, способный в краткие сроки дать студентам фундаментальное образование, хорошую инженерную подготовку, навыки научно-исследовательской работы. В 1950-е годы стояла задача почти с нуля срочно воспитать специалистов для реализации Атомного и Космического проектов. Мы по сей день стараемся поддерживать заданный тогда уровень. Ребята учатся, работая бок о бок с маститыми учеными, и, конечно, быстро растут. 
Благодаря Проекту 5-100 у нас появились средства, позволяющие посылать студентов на международные конференции и стажировки. Сейчас готовим ознакомительную поездку 10 студентов с кафедры спектроскопии и нанооптики в Мюнхенский технический университет. Кстати, базовый для этой кафедры Институт спектроскопии РАН в основном укомплектован выпускниками нашего факультета. 
Мы уверены, что знакомство с миром — важный элемент подготовки молодых ученых. Они должны знать, как устроена наука в других странах, убедиться, что оснащение лучших лабораторий в РАН и на Физтехе не уступает зарубежным. 
— Ваши бывшие студенты уезжают работать на Запад?
— Сейчас это единичные случаи, потока нет. Массовый отъезд был в 1990-х годах. Но остаются в профессии, разумеется, не все: научная карьера златых гор не сулит, так устроено не только у нас, но и во всем мире. Зато те, кто идет работать по специальности, становятся серьезными профессионалами. И таких у нас много: только в аспирантуру поступает более половины из каждого выпуска.
Кстати, я считаю: наши ученики приносят много пользы стране, чем бы они ни занимались. Чтобы преуспеть в любом деле, человек должен разработать бизнес-модель процесса, постоянно заниматься стратегическим планированием. А на Физтехе как раз учат строить модели, воплощать их в жизнь, анализировать результаты, корректировать схему и двигаться дальше. Поэтому наши выпускники, наученные аналитическому мышлению, добиваются успеха во всех областях, где работают. 
— Вы сказали, что многие выпускники факультета идут в аспирантуру. Затронули ли вас новации Закона об образовании, связанные с организацией работы аспирантуры?
— Эти изменения ударили по академическим институтам, и на наших выпускниках это, разумеется, отразилось. Они хорошо подготовлены, многие к концу обучения имеют публикации, опыт участия в конференциях, стаж научной работы в стране и за рубежом. Поэтому путь в аспирантуру для них естественен. Из ежегодно выпускаемых нашим факультетом примерно 80 человек более 20 обычно поступали в аспирантуру Физтеха и примерно столько же — в аспирантуры академических институтов и “Росатома”. Сейчас мест становится меньше: академическим институтам трудно содержать аспирантуру, и некоторые от нее отказываются. В связи с этим мы задумываемся о совместных аспирантских программах. Теоретически это возможно, хотя на практике никто еще не пробовал. Процесс не очень хорошо регламентирован, надо двигаться на ощупь, набивая шишки. Но в принципе мы готовы помогать академическим институтам. 
— Много ли у вас студентов из регионов? Или в основном это выпускники столичных школ?
— На Физтех в целом и на наш факультет в особенности поступают учиться ребята, приехавшие со всей страны. Процент иногородних студентов у нас выше, чем в любом московском вузе, — 70-90% нашего контингента. Это очень хорошо мотивированные люди: они приехали покорять мир и готовы на все, чтобы воплотить в жизнь свои мечты. Но наш университет несет огромную дополнительную организационную и финансовую нагрузку по содержанию колоссального комплекса общежитий (12 корпусов, и строится еще один — для молодых преподавателей). Надо понимать, что эти расходы существенно превышают средства, выделяемые нам Министерством образования и науки по данной статье. В бюджет заложены далеко не все траты, связанные с обеспечением быта студентов.
Конечно, привлечение талантливых, интересующихся наукой школьников — целенаправленная политика вуза. У нас очень активно и плодотворно работает заочная физико-техническая школа МФТИ. Наши комиссии выезжают проводить олимпиады в 50-60 городов России. Очень важно и то, что в стране есть около сотни школ, прекрасно готовящих детей: их выпускники из года в год поступают в Физтех. Я считаю, что учителя, которые в наше непростое время правильно ориентируют ребят и хорошо обучают естественным наукам, просто подвиг совершают. Без них мы ничего не могли бы сделать.
— Вы чувствуете падение уровня среднего образования, о котором многие говорят?
— Да, качество школьной подготовки падает. Во многом это связано с потерей стимулов. В 1950-е годы получение хорошего образования было мощнейшим социальным лифтом. Человек знал, что, если станет ценным специалистом, перед ним будут открыты все пути. Сейчас такая мотивация пропала. Но мы стараемся не снижать планку, подтягиваем ребят до привычного для Физтеха уровня. На это, конечно, уходит много сил: требуются и дополнительные занятия, и индивидуальная работа со студентами. Благодаря этому большинство из них за время обучения успевает наверстать упущенное.
— Говорят, вы собираетесь отпраздновать 40-летие факультета с большим размахом.
— Мы долго обсуждали, можно ли назвать 40 лет юбилеем, много это или мало, и пришли к выводу, что дата с ноликом — круглая и ее надо отметить. Позиционируем праздник как встречу выпускников. Среди наших выпускников много членов-корреспондентов РАН, руководителей научных и инновационных структур, активных ученых, успешных бизнесменов и политиков. Мы постарались разыскать всех, кого можно, — методом “сарафанного радио”, через социальные сети. 
Ждем несколько сотен гостей и планируем ряд мероприятий. Будет научная сессия, на которой о своих исследованиях расскажут несколько ведущих преподавателей факультета. Состоится встреча под рабочим названием “Опыт выпускника”. Пройдет выставка студенческих стартапов: выпускники, многие из которых стали “акулами” высокотехнологичного бизнеса, выскажут свое экспертное мнение по проектам, а может быть, и поддержат наиболее перспективные начинания.
Главное событие юбилея — встреча в концертном зале МФТИ с выступлениями, показом снятых студентами видеороликов о работе всех кафедр факультета. Предполагается, что вести торжественную часть будет выпускник 1982 года Владимир Долгов, который в свое время был активным участником студенческого Театра эстрадных миниатюр МФТИ, а сейчас возглавляет российское представительство международной торговой системы eBay. Разумеется, в программу праздника входят и спортивные мероприятия, гала-концерт, дискотека. 
Очевидно, что залогом успешной работы факультета на протяжении этих четырех десятков лет стали совместные усилия многих преподавателей, сотрудников ФПФЭ, сотрудников базовых институтов. Всем им мы глубоко благодарны за большой труд, за весомый вклад в развитие факультета и всего Физтеха. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить их всех с юбилеем факультета. И конечно же, хочу пожелать всем нашим преподавателям, студентам и выпускникам новых больших успехов.
Беседу вела Надежда ВОЛЧКОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев