Жар квазара

Российский космический телескоп “Радиоастрон” обнаружил у давно известного квазара недопустимую температуру. С подробностями — http://arxiv.org

Как сообщает Астрокосмический центр Физического института им. П.Н.Лебедева РАН, наблюдения за квазаром 3C273 с помощью телескопа “Радиоастрон” показали, что он имеет эффективную температуру от 10 до 40 триллионов градусов, и это примерно в 10 раз выше значений, которые допускает теория. Статья об открытии опубликована в недавнем номере Astrophysical Journal Letters. Эффективная температура — это параметр, характеризующий светимость, или полную мощность излучения, небесного тела. По словам руководителя проекта “Радиоастрон” и Астрокосмического центра ФИАН Николая Кардашева, установленная эффективная температура квазара 3C273 “противоречит представлениям о природе излучения квазаров. Нам пока не удалось найти удовлетворительное объяснение обнаруженного 10-кратного “превышения температуры”. По мнению академика Кардашева, “за этим поразительным результатом скрывается новая глава в изучении дальней Вселенной”.
Квазары — одни из самых ярких объектов во Вселенной, к объектам такого класса яркости относятся находящиеся в центре спиральных галактик сверхмассивные черные дыры с массой, в миллионы и миллиарды раз превышающей массу Солнца. Некоторые из них — так называемые активные ядра галактик — испускают мощные потоки электромагнитного излучения.
Первые квазары были обнаружены еще в 1950-е годы, их назвали “радиозвездами”, поскольку сначала считали объектами нашей Галактики. Однако ученых смущал их совсем не звездный спектр. Квазар 3C273 был обнаружен в 1963 году в созвездии Девы, было измерено его красное смещение и тогда стало понятно, что эти “квазизвезды” — ядра далеких активных галактик, находящиеся на расстоянии в миллиарды световых лет. Они представляют собой компактные объекты, яркость которых может превышать яркость целой галактики. Исследование квазаров позволяет лучше понять физику экстремальных состояний материи и, в частности, изучить процессы, имеющие отношение к сверхмассивным черным дырам. Наземно-космический интерферометр “Радиоастрон” — один из самых совершенных инструментов для этого. Он состоит из российского космического радиотелескопа “Спектр-Р”, работающего совместно с крупнейшими наземными телескопами. Для исследований квазара 3C273 на Земле астрономы привлекли 100-метровый радиотелескоп в Эффельсберге (Германия), 110-метровый в Гринбэнке, 300-метровый телескоп “Аресибо” и Параболические антенны “Очень Большой Цепочки” (VLA) в США.
Фото с сайта: http://www.rgo.ru