Ушастый гигант

Новый вид тираннозавров заполнил эволюционную брешь между средними и гигантскими динозаврами, размером он был с лошадь, а головной мозг имел как у T.rex. Об этом сообщает Science News.

Неизвестный ранее ископаемый динозавр позволяет связать между собой два периода эволюции тираннозавров, разделенные 20 миллионами лет. Останки — фрагменты черепа размером с грейпфрут — были найдены около 10 лет назад в Узбекистане в палеонтологической формации Биссекты, им 90 миллионов лет. Кости обнаружила международная группа исследователей с участием известного британского палеонтолога Стивена Брусатте (Stephen Brusatte) из Университета Эдинбурга (University of Edinburgh) и российского специалиста по тираннозаврам Александра Аверьянова из Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге. Новый вид описан в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, о чем сообщает портал Science News. Черепная коробка нового вида — первая из найденных хорошо сохранившихся останков среднемелового периода — указывает на наличие у тираннозавров того времени головного мозга и высокоразвитого слуха, характерных для более поздних представителей этого рода. Название нового тираннозавра — Timurlengia euotica, тимурленгия ушастая. Сопоставив параметры черепной коробки тимурленгии с данными других черепов тираннозавров, авторы увидели, что головной мозг и особенности слухового аппарата нового вида почти идентичны таковым у T.rex, только меньшего размера. Особенно выделяется длинная улитка внутреннего уха динозавра — такая структура свойственна позднемеловым тираннозаврам, и на ней строится объяснение последующего возникновения гигантских тираннозавров. “Длинная улитка означает большую чувствительность к низкочастотным звукам”, — цитирует Брусатте Science News. А эта чувствительность, возможно, позволяла тимурленгии улавливать очень слабые или далекие звуки, что давало динозавру явное преимущество над другими хищниками.
“В животном мире всегда существует нечто вроде коэволюционной гонки вооружений между хищником и жертвой, в ходе которой жертва стремится увеличиться в размерах и тем самым уменьшить опасность быть съеденной, — приводит комментарий Александра Аверьянова пресс-релиз ФАНО. — В свою очередь, хищник тоже вынужден либо стать крупнее, либо переходить на другую диету”. По мнению Аверьянова, видимо, тираннозавридам долгое время было непросто набрать вес, а толчок к этому могло дать возникновение более продвинутых травоядных гадрозавров, у которых были специализированные батареи зубов, дававшие возможность эффективно перерабатывать растительную пищу, что позволяло им увеличиваться в размерах. Чтобы успешно охотиться на такую добычу, тираннозавры тоже увеличились.
Фото с сайта: http://www.nytimes.com/