Похож на крокодила

Неизвестный ранее вид рептилии — близкий родственник предшественников динозавров — обнаружен палеонтологами в Бразилии. С подробностями — New York Times; BBC News.
Возраст находки — небольшого черепа с острыми зубами — 250 миллионов лет. Череп принадлежит рептилии, которая пережила природную катастрофу под названием “Массовое пермское вымирание”, в результате которого Земля оказалась почти необитаемой. Родственные этой рептилии животные эволюционировали в динозавров, крокодилов и птиц, царствовавших на суше следующие 180 миллионов лет, и, по мнению палеонтологов, находка заполняет важную брешь в эволюции рептилий. Новый вид получил название Teyujagua paradoxa, что на языке индейцев гуарани означает “странная свирепая ящерица” и связано с названием мифологического животного Teyú Yaguá, которое обычно изображается в виде ящерицы с головой собаки. Череп рептилии обнаружила в самом южном штате Бразилии Риу-Гранди-ду-Сул и описала группа палеонтологов под руководством Фелипе Пиньейру (Felipe Pinheiro) из Федерального университета Пампы (Federal University of Pampa). Результаты этого исследования публикует журнал Scientific Report. “Теюгуана жила в опустошенном мире и оказалась частью “удачливой” ветви древа жизни, которая пережила величайшее массовое вымирание всех времен”, — прокомментировал открытие для New York Times Пиньейру. Другой автор публикации, Ричард Батлер (Richard Butler) из Бирмингемского университета (University of Birmingham’s School of Geography, Earth and Environmental Sciences), отметил, что теюгуана представляет собой “действительно важное открытие, ведь оно помогает нам понять происхождение группы позвоночных под названием “архозавры”, объединяющей как колибри и крокодилов, так и гигантских динозавров, таких как тираннозавры и брахиозавры”.
Внешне Teyujagua paradoxa походила на небольшого крокодила до полутора метров в длину, она обитала у пресноводных водоемов, охотясь на рыбу. О том, что рептилия была, скорее всего, хищником, свидетельствует заостренная форма ее зубов. Как рассказал в интервью BBC News Пиньейру, “как только мы увидели впервые этот великолепный череп, отчасти скрытый породой, мы поняли, что наткнулись на что-то невероятное”. “Исследуя останки в лаборатории и медленно удаляя отложения, мы не переставали изумляться. Это животное обладало чертами, никогда ранее не наблюдавшимися, что указывает на его уникальное место на эволюционном древе развития позвоночных”, — добавил он, пояснив, что рептилия теюгуана сильно отличается от других ископаемых того же периода. Анатомические особенности ставят ее между более примитивными рептилиями и архозавроподобными, которые породили в дальнейшем всех динозавров и птерозавров, а также птиц и крокодилов. Раскопки в том месте, где был обнаружен череп парадоксальной теюгуаны, еще ведутся, возможны новые открытия.