На нашу голову. Задача — победить инсульт.

В Европе четверть населения (исследования проводились в 28 странах) страдает заболеваниями головного мозга. На их лечение тратится 35% от всех расходов на восстановление здоровья граждан. В США ежегодно регистрируются 300 тысяч случаев инсультов (2,5 случая на 1000 человек), причем афроамериканцы страдают острыми и хроническими сосудистыми заболеваниями головного мозга чаще, чем белые. 
В России сосудистые заболевания головного мозга — одна из ведущих причин смертности и инвалидности. Церебральный (от лат. cerebrum — мозг) инсульт ежегодно развивается у 450 тысяч человек, из них треть умирает в период острого течения болезни. Частота ЦИ у лиц старше 50-55 лет увеличивается в 1,8-2 раза в каждом последующем десятилетии жизни. Молодежь не отстает от старшего поколения: в последние десятилетия отмечается увеличение частоты инсульта и у молодых, что связывается с изменением образа жизни, питания и хроническим перенапряжением. 
Все эти невеселые факты привел на заседании Президиума РАН академик Евгений Гусев, выступивший на тему “Церебральный инсульт: проблемы и решения”. В подготовке доклада, который он представил, участвовали также министр здравоохранения РФ член-корреспондент РАН Вероника Скворцова и профессор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова Михаил Мартынов.
— Церебральный инсульт — это синдром, который возникает при разных заболеваниях, при разных состояниях организма на фоне длительных изменений, которые происходят в головном мозге в течение десятилетий под воздействием разнообразных факторов риска, — рассказал Е.Гусев. — Среди них можно выделить как немодифицируемые факторы: возраст и пол, этническая принадлежность, климат, индивидуальные особенности организма — так и модифицируемые, как-то: артериальная гипертензия, атеросклероз, патология сердца, сахарный диабет, алкоголь и курение. 
Очень важны и генетические факторы, предрасполагающие к развитию церебрального инсульта. Менее чем в 5% случаев, в первую очередь у лиц молодого возраста, церебральный инсульт может быть клиническим синдромом определенных моногенных наследственных заболеваний, однако в большинстве случаев (более 95%) сосудистое поражение головного мозга является мультифакториальным, обусловленным сочетанием наследственной предрасположенности и внешних факторов риска. Наибольшее значение в формировании предрасположенности к развитию цереброваскулярной патологии имеют гены ренин-ангиотензинной системы, системы гемостаза, гены, регулирующие функцию эндотелия и метаболизм липидов, гены воспалительного ответа, программированной клеточной смерти. 
Евгений Иванович подробно расписал особенности ишемического и геморрагического инсульта. В основе ишемического лежит ограничение поступления крови в мозг по определенному церебральному сосуду. При геморрагическом же инсульте происходит разрыв кровеносного сосуда, что ведет к высокой летальности. 
В России, как и в большинстве стран мира, преобладают ишемические инсульты, составляющие от 75 до 80% от общего числа ЦИ. Геморрагический инсульт встречается реже (16-18%), но поражает преимущественно лиц молодого и среднего (работоспособного) возраста, при этом характеризуется высокой летальностью (до 70-80%) и инвалидизацией. Доля геморрагических инсультов выше в восточных и северных регионах страны. Это связано с климатическими и геофизическими факторами, как-то: низкой температурой воздуха, понижением атмосферного давления, выраженными колебаниями солнечной и геомагнитной активности…”.
При ишемическом инсульте область головного мозга с наиболее значительным снижением кровотока (менее 15-20 мл/100 г/мин) необратимо повреждается через 5-8 минут после появления первых клинических симптомов. В то же время на протяжении нескольких часов (а порой и дольше) по периферии этой зоны сохраняется ишемизированная, но живая ткань — так называемая зона ишемической полутени, в которой на более низком уровне сохранен метаболизм и присутствуют признаки функционирования клеток мозга. Длительность существования этой зоны индивидуальна у каждого человека. Важно в этом случае доставить больного в клинику как можно быстрее. При интенсивной терапии возможно восстановить кровоток у 65-70% больных в течение первых 6 часов после начала заболевания с помощью тромболитических препаратов.
При геморрагическом инсульте разрыв сосуда и выход крови за его пределы запускает целый каскад событий, имеющих временную и пространственную характеристику. После выхода крови из разорвавшегося сосуда в зоне, окружающей гематому, возникает воспалительная реакция. Это приводит к повреждению нейронов, нервной ткани, усилению отека и чревато самыми грустными последствиями. Чаще всего необходимо вмешательство нейрохирурга для удаления гематомы.
По мнению докладчика, очень важно при базисной терапии поддерживать у больного адекватный уровень артериального давления (АД). При ишемическом инсульте быстрое и значительное понижение артериального давления приводит только к ухудшению мозгового кровотока и способствует расширению очага ишемического повреждения. Многочисленные исследования показывают, что в острейшем периоде ишемического инсульта систолическое и диастолическое АД должно поддерживаться соответственно на 10-15 мм рт. ст. и 5-10 мм рт. ст. выше цифр, оптимальных для больного. Ограничением к поддержанию высоких цифр АД может быть планируемая тромболитическая терапия.
Более сложным является определение оптимального уровня артериального давления у больных с геморрагическим инсультом. В этих случаях необходимо учитывать уровень АД, предшествовавший заболеванию, размеры гематомы, возраст больного, внутричерепное давление. В целом рекомендуется поддерживать уровень систолического АД ≤ 150-160 мм рт. ст. или уровень среднего АД < 120-125 мм рт. ст.
В 1999 году в России была создана Национальная ассоциация по борьбе с инсультом (НАБИ). Она организует свою работу в рамках национального проекта “Здоровье” и государственной программы по совершенствованию оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. За это время в 80 субъектах Российской Федерации были созданы 460 сосудистых отделений: 112 региональных и 348 первичных. При непосредственном участии НАБИ впервые в стране были организованы системные исследования, внедрены программы территориально-популяционного регистра инсульта с созданием общей компьютерной базы и проведением мониторинга в десятках субъектах Федерации, внедрены новые направления лечения инсульта. Успешно функционирует российско-германский банк данных по ЦИ.
В качестве наиболее перспективных направлений предупреждения инсульта и лечения больных, уже перенесших его, видятся выявление “групп высокого риска”, оптимизация и индивидуализация лекарственной и немедикаментозной профилактики среди этого контингента. Особого внимания требует изучение индивидуальных генетических особенностей, что позволяет дифференцированно подходить к проведению фармакотерапии и других профилактических мероприятий, отметил Евгений Иванович.
В завершение выступления он представил некоторые отечественные препараты цитопротективного действия, используемые при восстановительной терапии инсультов: глицин (разработка НПО “Биотики”), сермакс (МГУ им. М.В.Ломоносова и НИИ молекулярной генетики), мексидол (НИИ фармакологии), гистохром ­(ТИБОХ ДВО РАН).
В обсуждении доклада приняли участие академики Владимир Фортов, Юрий Гуляев, Михаил Угрюмов, Владимир Чехонин, Владимир Стародубов и Анатолий Григорьев. Они говорили о разработке и внедрении новых лекарственных препаратов в этой области, подчеркнув необходимость безотлагательной помощи больному в течение 3-5 часов, проблемах внедрения методов заместительной клеточной терапии и других вопросах. Выступавшие отметили значение междисциплинарного подхода к проблемам клинической и фундаментальной медицины.
По мнению академика А.Григорьева, в названии доклада “Церебральный инсульт: проблемы и решения” не хватило одного слова — “задачи”.
— Мы ставим вопросы на Президиуме РАН с тем, чтобы подумать сообща, что мы можем сделать нового, на что необходимо обратить самое насущное внимание, — сказал Анатолий Иванович. — Мне кажется, что в решении этой проблемы мы сможем продвинуться только тогда, когда подключим к работе специалистов фундаментальных направлений РАН. Ведь нужно не только получить результат, но и довести его до клинического применения. Мы должны подойти к методам диагностики и лечения инсульта с точки зрения всех процессов, происходящих в тканях головного мозга.
Подготовил 
Андрей СУББОТИН

Нет комментариев