Не поступиться доступностью. Депутаты против курса на сокращение вузов.

Система высшего образования в России в целом обеспечивает достижение целей, поставленных Федеральным законом “Об образовании в РФ”, однако проблемы есть, и главная их причина — это отсутствие долгосрочной стратегии развития данной сферы. Такова позиция главы Комитета по образованию Вячеслава Никонова и его коллег. В ходе парламентских слушаний (тема “О состоянии и перспективах развития высшего образования в РФ”), состоявшихся на днях в Госдуме РФ, были обозначены проблемные зоны в высшем образовании, мешающие в полной мере обеспечивать как интеллектуальное и культурно-нравственное развитие наших граждан, так и подготовку высококвалифицированных кадров для страны. По итогам этого мероприятия, в котором также участвовали представители профильных ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти, ректоры университетов, были подготовлены рекомендации в адрес Правительства РФ, ГД, Минобрнауки, Минтруда, Рособрнадзора, руководства субъектов Федерации.Красной нитью выступлений докладчиков стало обсуждение состояния вузовской сети и последствий ее реформирования. Более 900 университетов, включая порядка 400 негосударственных, составляют систему высшего образования РФ. Согласно оценке депутатов, ЕГЭ, распространение филиалов вузов, программы дистанционной и заочной форм обучения ощутимо повысили его доступность для абитуриентов из отдаленных населенных пунктов. “На протяжении последних четырех лет каждый второй выпускник школы имеет возможность поступить в вуз на бюджетную форму обучения”, — напомнил собравшимся и заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов. Он также отметил, что достижением последнего времени стал учет интересов отраслей промышленности и регионов при распределении контрольных цифр приема (КЦП). По данным замминистра, на формирование госзадания будущего года повлияли пожелания 13 тысяч российских работодателей и оценки 22 центров ответственности (включая федеральные органы исполнительной власти, объединения работодателей и вузов, общественные организации), которые участвуют в определении объемов и распределении квот на КЦП по регионам. Учтена потребность в специалистах с педагогическим, инженерным, медицинским образованием, рост которой спрогнозирован экспертами до 2020 года. “В 2017 году 60% всех бюджетных мест получат инженерия и педагогика. Распределение такое: 46% выделено на инженерную подготовку и 14% — на обучение будущих педагогов”, — уточнил А.Климов. В целях повышения качества обучения облегчаются условия организации новых базовых кафедр вузов на предприятиях (сейчас их 1600, в ближайшее время появятся еще 400). Уже подготовлены изменения в ФЗ “Об образовании в РФ”, которые упростят соответствующие процедуры. В рамках проекта модернизации педагогического образования созданы 110 новых модулей программ бакалавриата и магистратуры.Концентрируя ресурсы высшего образования, Минобрнауки формирует крупные научно-образовательные комплексы. Их появление, по словам А.Климова, “дает конкретный результат, который выражается и в объеме научных исследований, опытно-конструкторских работ, и в разработке новых образовательных программ, которые востребованы на региональных и национальном рынке труда”. Министерство продолжит мониторинг деятельности вузов. Таким образом выявляются учебные заведения, не выполняющие пороговые уровни по четырем и менее показателям, а затем Рособрнадзор их дополнительно проверяет. Согласно данным, приведенным заместителем руководителя Федеральной службы Александром Бисеровым, проверок по итогам мониторинга в этом году будет порядка 600. “Эта работа позволяет очистить нашу систему от тех… организаций, которые, давайте скажем честно, в основном занимаются выпиской дипломов, а действительно качественного образования не обеспечивают”, — уверен А. Климов.Противников удаления из системы недобросовестных учебных заведений на слушаниях не нашлось, однако некоторые участники отметили, что в целом тенденция к сокращению количества университетов и филиалов создает риски снижения уровня доступности высшего образования. С 2008 года вузов стало меньше примерно на 16%. Депутат Олег Смолин считает: наличие в РФ большего, чем во времена СССР, числа вузов (это констатировал глава Минобрнауки на VI Петербургском образовательном форуме) — не аргумент в пользу его искусственного уменьшения хотя бы потому, что у нас в пересчете на душу населения университетов все еще вдвое меньше, чем в США. Не бесспорен, с точки зрения представителей комитета, и положительный эффект от “слияния и поглощения” вузов. “Крупные университеты дают образование массового уровня, — считает О.Смолин. — В мире наиболее высокий рейтинг, как правило, у средних или небольших”. По мнению депутатов, к снижению качества подготовки специалистов может привести и присоединение отраслевых вузов к ведущим региональным, поскольку это ослабляет связь первых с профильными министерствами и работодателями. Потерей позиций научных школ, сложившихся в присоединяемых университетах, грозит слияние вузов, разных по профилю и традициям, а из-за недостаточной обоснованности реструктуризации возникает опасность социальной напряженности. Что касается оценки эффективности деятельности высших учебных заведений, то ее методика должна содержать показатели, учитывающие отраслевую специфику и основной профиль университетов — такова одна из рекомендаций участников слушаний, адресованная Минобрнауки. Пример активного участия работодателя в совершенствовании подготовки кадров для отрасли продемонстрировал замминистра транспорта РФ Сергей Аристов. Он сообщил, что на днях в Минтранс был представлен проект концепции развития транспортного образования до 2030 года, выработанный на основе рекомендаций профильных комитетов ГД. “Мы хотим через концепцию… осуществить законодательное закрепление отраслевой подготовки как самостоятельной формы образования”, — сообщил он. Замминистра, в частности, указал на недостаточное финансирование своих университетов, высказав при этом претензии к действующему законодательству: “Хотелось бы, чтобы, например, компания “РЖД”, заинтересованная в развитии железнодорожной науки, могла вкладывать в это средства без тех ограничений, которые есть сейчас”.К проблемам отраслевых вузов обратилась в своем выступлении и директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова. Она подняла вопрос о необходимости создания механизма ограничения внебюджетного приема на те или иные специальности. “Если государству нужно три тысячи врачей-стоматологов, а оно выпускает три тысячи за счет бюджета и восемь — за внебюджетные средства, то завтра у нас будет напряжение на рынке труда, потому что врач-стоматолог работать ни терапевтом, ни хирургом не может”, — пре­дупредила она.Ректор Поволжского государственного технологического университета Евгений Романов обратил внимание на “размывание” интеллектуального потенциала регионов. Создавая пул университетов мирового уровня, не следует забывать о развитии технических университетов, которые, как сказал ректор, во многих регионах остаются по сути “единственными концентраторами инженерно-технической и научной мысли”. Согласно приведенным им данным, при ежегодном распределении бюджетных мест для аспирантов более половины получают Центр и Северо-Запад РФ: “Одной Москве бюджетной аспирантуры достается больше, чем всему Приволжскому округу”. Кроме того, привлеченные в брендовые вузы крупных городов молодые люди по разным причинам не стремятся возвращаться и строить дальнейшую карьеру дома. По мнению Е.Романова, необходим эффективный механизм, стимулирующий возврат молодых специалистов в регионы. К примеру, такой, как конкурс “Новые кадры для ОПК”, опыт которого ректор предлагает обобщить и “запустить аналогичные программы в масштабе стратегических отраслей промышленности РФ”. Для решения этой, как, впрочем, и других задач, названных участниками парламентских слушаний первоочередными, нужна консолидация усилий всех заинтересованных сторон — федеральных и региональных властей, вузов и работодателей. 

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев