Ушли в защиту. Ученые озаботились биобезопасностью планет.

В конце этого года, скорее всего в ноябре, воспользовавшись так называемым астрономическим окном, с космодрома “Байконур” запустят мощную научную станцию. Она облетит Марс, сняв с него “показания”, затем сядет на спутник Фобос, с помощью специального устройства возьмет пробы грунта и вернется на Землю. Такова программа уникальной экспедиции “Фобос-грунт”. Ее разработку осуществляет ФГУП “НПО им. С.А.Лавочкина”. Но, как ни неожиданно это звучит, дорогостоящий космический эксперимент может быть обречен на провал и принести землянам не пользу, а вред, если не предусмотреть строжайшие меры безопасности…

— Да, это так, поскольку не исключена возможность заражения Земли инопланетными живыми формами, — считает заведующая лабораторией ГНЦ Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП) доктор биологических наук Наталия Новикова. — Нам необходимо соблюсти все необходимые меры планетарной защиты Земли от попадания на нее образцов внеземной жизни. И в то же время не допустить заражения Фобоса земными микроорганизмами. Возможно, мы перестраховываемся, ведь нет убедительных данных, что жизнь на спутнике Марса есть. Но мы обязаны предусмотреть такую возможность и сейчас, и в дальнейшем, в случае посещения других планет. При проникновении на них даже простейших форм земной жизни может нарушиться их эволюционное развитие. Отправляясь в межпланетные полеты, землянам необходимо соблюдать предписания так называемого планетарного карантина.
Человек всегда хотел узнать, как зародилась жизнь во Вселенной и на нашей Земле, есть ли предпосылки для ее возникновения на других планетах и спутниках. Существует теория панспермии о распространении во Вселенной зародышей живых существ (например, спор микроорганизмов). Двигаясь под давлением световых лучей, они оказываются в сфере притяжения планеты, оседают на ее поверхности — так и зарождается жизнь. Наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения с метеоритами и космической пылью. Уже десятки лет ведутся исследования планет с помощью автоматических научных станций. Действует программа Роскосмоса, предусматривающая полеты космических аппаратов на другие планеты, естественно, те, что ближе к нам, в первую очередь на Марс и его спутники, а также на Европу (спутник Юпитера).
— Насколько обоснована опасность попадания на Землю занесенных из космоса иных форм жизни?
— По мнению директора Института микробиологии РАН Валерия Федоровича Гальченко, если жизнь когда-либо существовала на Марсе, то могла уцелеть под слоем льда. Он сделал этот вывод, изучая Антарктику, где находил живые формы. Они сохраняются и в вечной мерзлоте, и в оказавшихся на Земле метеоритах, совершивших сверхдальний космический полет. Потому что микроорганизмы — чрезвычайно своеобразная форма живой материи. Они обладают необыкновенной способностью к адаптации в самых невероятных условиях. Обитают, например, на океанском дне на так называемых “черных курильщиках” при температуре свыше 100 градусов. И кто даст гарантию, что в атмосфере другой планеты микроорганизмы каким-либо образом не трансформируются?
Еще на заре космической эры, в конце 50-х годов прошлого века, СССР и США подписали соглашение о необходимости разработки и соблюдения комплекса мер, не допускающих заражения космоса земными микроорганизмами. В развитие этой инициативы в начале 1960-х годов был создан международный Комитет по космическим исследованиям КОСПАР. Он выработал стратегию планетарной защиты.
— И все-таки, как земные микроорганизмы выживают в космосе?
— “Зацепившись” за сложные конфигурации поверхности ракет, им удается уцелеть при старте, во время полета и достаточно долго сохранять жизнеспособность в космическом пространстве. Чтобы убедиться в этом, ИМБП провел эксперимент “Биориск”. На внешней стороне МКС закрепили платформу с тремя контейнерами из прочного металла. В каждом — 24 герметичные пластиковые чашки Петри. Их крышки имели фильтр, отделявший “живность” от безвоздушного пространства. В чашки поместили образцы конструкционных материалов, из которых была сделана внешняя оболочка корабля, а уже на них нанесли споры разных видов бактерий и микроскопических грибов — самых выживаемых организмов, способных выдержать экстремальные условия полета. Достаточно сказать, что обитатели контейнеров испытали перепады температур от минус 70 до плюс 70 градусов и выше.
Несколько лет назад состоялся первый эксперимент. Контейнеры находились в космосе от 7 до 18 месяцев, затем вернулись на Землю. И хотя количество бактерий уменьшилось, полет они пережили. А вот грибы оказались более чувствительными: через 18 месяцев уцелел лишь один вид. Это уникальные данные. Можно сделать вывод, что и другие биологические объекты, не только микроорганизмы, в состоянии анабиоза выдерживают длительный космический полет, скажем личинки комара, семена растений (семена кабачка, например, могут пролежать несколько лет, но стоит их посадить — и они прорастут). Кстати, болезнетворные бактерии, обнаруженные в египетских пирамидах, сохраняют жизнь в течение тысячелетий.
В следующем эксперименте участвовали находящиеся на более высокой стадии развития семена растений, икра рыб, личинки комара, яйца низших ракообразных. В силу разных обстоятельств этот полет продолжался ни много ни мало 31 месяц. Кто-то погиб, но личинки комара уцелели, сохранили жизнеспособность и семена некоторых растений (редиса, листовой горчицы). Правда, этот эксперимент не полностью отвечал условиям космического пространства, поскольку “подопытные” находились в закрытом контейнере. Однако они не избежали длительного радиационного воздействия, а это очень серьезный фактор. Совместно с зарубежными коллегами проводились и более длительные эксперименты.
В результате впервые ученые сделали вывод: не только микроорганизмы, но и более высокоорганизованные биологические объекты в состоянии анабиоза способны выжить в космическом пространстве. Получены данные о пределе их жизненных возможностей. Как оказалось, во время межпланетных полетов микроорганизмы не боятся самого жесткого радиационного воздействия (есть данные, что они выдерживают до миллиона рад). Недаром они существуют даже в водных контурах атомных реакторов. (Человек к подобному испытанию, конечно, не готов — это необходимо учитывать при планировании пилотируемых космических полетов). Поэтому меры карантинной защиты должны преду-сматривать практически все, прежде всего способы обнаружения биологических объектов в грунте. Причем требования эти постоянно расширяются и ужесточаются.
Эксперимент “Биориск” продолжится и во время полета научной станции “Фобос-грунт” (на снимке). На ней будет размещена капсула с 60 различными биологическими объектами. Такие же микроорганизмы укрепят на внешней стороне МКС. А по окончании полетов и тех, и других сравнят с оставшимися на Земле подобными видами из контрольной группы. Только располагая всеми этими данными, предусмотрев строжайшие меры предосторожности, ученые проведут сравнительный анализ состояния микроорганизмов. В этих исследованиях примут участие различные академические институты и МГУ. Все вместе, используя свой опыт и наработки, мы разработаем необходимые методы планетарной защиты.
— Ведутся ли подобные исследования за рубежом?
— Хотя исследования других планет с помощью автоматических космических аппаратов проводятся рядом стран, и в первую очередь США, проект такой небывалой сложности по силам осуществить пока только России. Ведь в отличие от зарубежных экспедиций, наш корабль вернется на Землю, доставив уникальный биологический материал со спутника Марса. В этом огромная заслуга автора проекта — НПО им. С.А.Лавочкина. По моему мнению, ни одна страна, включая США, в ближайшие 10 лет такой межпланетный эксперимент с орбитальным контролем провести не в состоянии. А хотели бы и даже очень, подчеркну это.
Пока трудно предположить, какими грандиозными могут быть результаты полета к Марсу. Ведь таких опытов по выживаемости живой материи во время длительного космического путешествия никогда не проводилось.
— В порядке фантазии: нельзя ли будет использовать закаленные в космосе микроорганизмы для помощи людям?
— Все возможно. Не исключено, что биологические объекты вернутся с измененной генетической структурой, более стойкими к радиации. Приобретут такие ценные качества и свойства, что в дальнейшем можно попытаться применить их для лечения тяжелых заболеваний, в качестве биологической защиты от эпидемий, других напастей. Как более сильные, они сумеют подавить, уничтожить хищных, но слабых сородичей. Конечно, это предположение, но как знать, может быть, оно осуществимо?