Комаром по вирусу

Остановить распространение вируса Зика с помощью трансгенных комаров предлагают биотехнологи британской компании Oxitec. Об этом сообщает Washington Post.
Вирус Зика, распространение которого по Южной Америке получило в настоящее время статус пандемии, переносится комарами рода Aedes. Заболевание похоже на лихорадки денге и Западного Нила, а также желтую лихорадку. Но некоторое время назад инфекционисты заговорили о связи микроцефалии новорожденных с заражением этим вирусом матери, и, хотя, по данным, опубликованным на сайте фонда ЮНИСЕФ 2 февраля, эта версия пока официально не подтверждается, поиск специфических лекарств или вакцин против вируса Зика остается важной проблемой всемирного здравоохранения.
Британская биотехнологическая компания Oxitec объявила о намерении победить вирусную опасность для человека исключением самой возможности поражения, а именно, искоренением популяции переносчиков путем их генетической модификации. Биотехнологи внесли в геном комаров ген “саморазрушения”, унаследовав который новые поколения насекомого погибнут, не достигнув половозрелого возраста. Этот синтетический ген кодирует белок (tetracycline repressible activator variant, tTAV), который, связываясь с ключевыми элементами клеточного синтеза, препятствует работе жизненно важных генов. Выпуск в окружающую среду партий модифицированных самцов с тем, чтобы они спаривались с самками дикого вида Aedes aegypti, приведет к тому, что у новых поколений не будет продолжения, в результате сократятся популяции насекомых, способных переносить опасный вирус. По данным испытаний, которые компания уже провела в Бразилии, в каждом случае выпуска за шесть месяцев популяция сокращалась на 90 процентов.
Заявку на выпуск своих генетически модифицированных комаров на островах Флорида-Кис компания Oxitec подала в Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) еще в 2009 году. Сейчас она ждет от него разрешения на публикацию результатов предварительной оценки влияния выпуска в Бразилии на окружающую среду. После этого может быть открыт период общественного обсуждения. Продвижению разработки компании, опасаясь укусов самок комаров, которые “случайно могут попасть на волю вместе с модифицированными самцами и окажутся при этом модифицированными”, активно противостоят члены организации GMO Free Florida. Более обоснованное опасение заключается в риске отдаленных последствий полного искоренения одного из видов кровососущих, когда его экологическую нишу займет более агрессивный вид, например Aedes albopictus, азиатский тигровый комар. Тем не менее генетически модифицированные насекомые рассматриваются сейчас как наиболее перспективное оружие против вируса Зика и подобных инфекций.