Академический час

Большую золотую медаль Российской академии наук имени М.В.Ломоносова 2015 года получат академик РАН Леонид Келдыш и доктор Пол Коркум (Канада).
Российский ученый награжден “за выдающийся вклад в физику туннельных явлений, в том числе туннельный эффект в полупроводниках и его связь с электронным и колебательным спектрами кристалла, открытие туннельной модификации спектров оптического поглощения, туннельной ионизации атомов, молекул и конденсированных сред мощными оптическими лазерными полями”.
Канадец отмечен “за выдающийся вклад в физику сверхбыстрых, включая аттосекундный диапазон, процессов и интерферометрию электронных волновых функций в атомах и молекулах с беспрецедентным пространственно-временным разрешением”.

Академику Геннадию Месяцу присвоено звание “Почетный гражданин города Томска”. Об этом сообщила пресс-служба мэрии города. Решение принято на собрании городской Думы на основании ходатайства мэра Ивана Кляйна.
В Томске Г.Месяц учился и трудился более 30 лет: окончил местный политехнический институт, работал в НИИ ядерной физики, электротехники и автоматики ТПИ, в академическом Институте оптики атмосферы, преподавал в ведущих вузах города.
Геннадий Андреевич является также Почетным гражданином Томской области.

Стокгольмский университет и Шведская королевская академия наук наградили астрофизика, главного научного сотрудника Института космических исследований РАН Рашида Сюняева медалью Оскара Клейна.
Медаль присуждается с 1988 года, она названа в честь выдающегося шведского физика-теоретика Оскара Клейна. Эта награда в области теоретической физики присуждается совместно Стокгольмским университетом и Нобелевским комитетом Шведской королевской академии наук. Среди 26 ученых, награжденных медалью, девять нобелевских лауреатов и восемь всемирно известных специалистов в области космологии, среди которых российские и советские ученые Андрей Линде, Вячеслав Муханов, Александр Поляков и Алексей Старобинский.
Профессор Р.Сюняев награжден за “решающий вклад в теоретическую астрофизику в области космологии, астрофизики высоких энергий и рентгеновской астрономии благодаря исследованиям наиболее экстремальных физических процессов во Вселенной. Его теория эволюции флуктуаций плотности в ранней Вселенной (созданная совместно с Яковом Зельдовичем) предсказала существование акустических пиков, наблюдаемых в спектре мощности космического микроволнового фона. Он также внес ключевой вклад в теоретическое описание аккреции вещества на черные дыры и предсказал свойства возникающего при этом рентгеновского излучения”.

Президиум Российской академии наук постановил присудить золотую медаль имени С.П.Королева 2016 года доктору технических наук Владимиру Иванову из Института проблем управления им. В.А.Трапезникова. Ученый отмечен за цикл научных работ по разработке теории и алгоритмов управления внутрибаковыми процессами для перспективных ракет-носителей и разгонных блоков.