Отвечая чаяниям. У КПРФ есть план спасения образования.

Представители фракции КПРФ на днях внесли в Государственную Думу РФ очередной альтернативный законопроект об образовании. Действующий закон, по мнению коммунистов, не отвечает чаяниям общества, нуждающегося в “Образовании для всех” — так авторы предлагают назвать новый базовый документ. Напомним, что в 2011 году депутаты от КПРФ также представляли свою версию законопроекта под названием “О народном образовании”. Он был отклонен ГД, однако ряд статей после открытых слушаний вошли в итоговый проект “Закона об образовании РФ”. Основные положения версии 2011 года в предлагаемом сегодня документе в целом сохранены, при этом, как утверждают авторы, он отвечает на вызовы, с которыми страна столкнулась в последние два года.
“Мы ничего не выдумывали, мы собрали требования образовательного сообщества, рекомендации парламентских слушаний, профильных парламентских комитетов”, — заявил на заседании ГД один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета ГД по образованию Олег Смолин. Ранее, на своей пресс-конференции в “Парламентской газете”, депутат ознакомил журналистов с содержанием документа, подготовленного вместе с коллегами Иваном Мельниковым и Жоресом Алфёровым, и обосновал необходимость его принятия.
“Мы убеждены, что новая образовательная политика стране нужна как воздух. А обеспечить ее может только новый закон”, — уверен депутат. По его словам, сегодня актуальна политика, при которой лучшие отечественные традиции будут соединены с современными технологиями, чего не может обеспечить действующая нормативная база. С сентября 2013 года в закон, вступивший в силу с 2012 года, внесено порядка 20 поправок, в том числе несколько с подачи КПРФ. Например, о возвращении (хотя и не в полном объеме) права на льготы при поступлении в вузы для детей-сирот или о регулировании роста платы за проживание в студенческих общежитиях.
“Пороки, о которых мы предупреждали еще до принятия Закона об образовании, теперь уже ясны, — констатировал Олег Смолин. — Теперь необходимо не “латать” его дальше, а сменить курс образовательной политики. Для этого и был подготовлен новый законопроект”.
Смена курса, с точки зрения авторов документа, означает, в том числе, изменение объема финансирования образования. По данным депутата, в советском государстве в 50-70-е годы на эти цели тратилось 10-12% от валового внутреннего продукта, а развитые страны Европы и Азии, пережившие “экономические чудеса”, в послевоенные годы накачивали средствами образовательную сферу не менее чем на 7% от ВВП. К такому объему расходов на образование и следует стремиться сегодняшней России (где он составляет 3,9%), иначе, уверен О.Смолин, модернизации нам не видать. Предложенный коммунистами законопроект предполагает поэтапное повышение расходов на образование до означенной величины к 2021 году.
В нем, в частности, преду-смотрен размер зарплаты преподавателей, привязанный к средней зарплате и по региону, и по стране. Для педагогов общего и дополнительного образования он не может быть менее одной, для преподавателей учреждений профобразования — полутора, а вузов — двух средних заработных плат. “За одну ставку”, — подчеркнул депутат ГД. Законопроект также предусматривает равное пенсионное обеспечение и социальные гарантии для государственных служащих и педагогических работников. Финансовые проблемы, связанные с экономическим кризисом, как считают авторы, — повод для прибавки и к студенческим стипендиям. “При заявленном росте цен на продукты до 19% мы предлагаем поднять размер выплат в вузе до 80% от прожиточного минимума, до 60% — в техникумах и колледжах, а для малообеспеченных студентов — до 100%”, — уточнил О.Смолин.
Концепцию школьного образования, по его словам, должны существенно изменить такие новации, как фиксирование в законе всех предметов, обязательных для обучения на уровне общего образования, а также введение для выпускников права выбора формы итогового экзамена — ЕГЭ либо традиционный. Продолжающийся процесс ликвидации сельских школ призвано остановить изменение порядка их финансирования: оно не должно зависеть от количества учеников. Реорганизовать или закрыть учебное заведение в случае принятия нового базового закона можно будет только с согласия сельского схода. Правило исключительности актов ликвидации, равно как и реорганизации, распространится и на вузы — такое станет возможным только после соответствующего решения Госдумы.
В числе значимых отличий внесенного документа от действующего депутат упомянул и обеспечение “благоприятной информационной среды”. Под этим подразумевается создание федеральных образовательных телеканалов, вещающих в общедоступных диапазонах, а также господдержка всех СМИ, ведущих просветительскую работу. “Заниматься просвещением в стране должно стать выгодно”, — заключил О.Смолин.
Позднее, комментируя предложения коллег уже на пленарном заседании ГД, он заявил, что в основу закона “Об образовании для всех” положены традиционные ценности: речь в нем идет не о части сферы обслуживания, а о “сфере производства, причем самой важной, которая обеспечивает социальное и духовное воспроизводство самого человека. Работа в образовании — не услуги, но социальное служение”.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев