О чем раздумывает робот. Искусственному интеллекту есть куда расти.

Тема робототехники сегодня все активнее звучит и в школьных классах, и в стенах самых высоких кабинетов, и со страниц СМИ… Стремительно растет число разных мероприятий, в названии которых прописано слово “робот” или его производные, все они обещают участникам увлекательные дискуссии и встречи. Ученые, инженеры, бизнесмены, чиновники, эксперты обсуждают, что же мешает развитию российской робототехники и какие задачи стоят на повестке в этой области. Своим мнением на этот счет с “Поиском” поделился глава робототехнического центра Фонда “Сколково” Альберт ЕФИМОВ.

Мир современных технологий переживает фундаментальные изменения: окружающие нас вещи наполняются интеллектом и могут теперь общаться не только со своими хозяевами, но и друг с другом. Если в настоящем на каждого жителя Земли приходится примерно по два устройства, имеющих выход в Интернет, то в будущем — в течение ближайших 10 лет — число таких гаджетов может вырасти десятикратно. Все, во что может быть встроен чип, будет иметь чип. Причем речь идет не только о вещах: человеческое тело может быть также модифицировано с использованием имплантируемых устройств, выполняющих диагностику здоровья, обеспечивающих нашу безопасность.
Все эти технологические перспективы открывают громадные, невиданные ранее рынки и антирынки. Чип действительно может быть встроен в любое устройство или существо на Земле. Но ведь любой чип можно хакнуть… “Рынок нападения” рождает “рынок защиты”: действие равно противодействию.
По сути дела, в близком будущем мы перейдем к тому, что я бы назвал “программно-определяемой средой” (software-defined environment), в которой простое изменение кода будет вызывать изменение окружающего мира. При чем здесь роботы? При том, что все вышеописанное становится роботом, или, как еще сейчас говорят, киберфизической системой. В этом связанном мире, где стоимость передачи и хранения битов стремительно падает, но ценится именно то, как мы обрабатываем эти данные, уже нет домашних роботов — сам дом становится роботом. И именно интеллект, “осознание окружения” будут определять ценность роботов. Некоторые из роботов вообще не будут иметь “физического” воплощения — бестелесные цифровые помощники станут неотъемлемой частью жизни миллионов людей. И произойдет этот совсем скоро — в течение следующих пяти лет.
Интеллектуальная робототехника (ИР) является одной из так называемых технологий общего назначения, которые, подобно современному транспорту или Интернету, будут определять облик общества шестого технологического уклада. Как промышленная, так и сервисная ИР обладает высокой степенью автономности, включает наземные, воздушные и морские беспилотные транспортные средства. К 2025 году оценка экономического влияния ИР в мировом масштабе может достичь примерно 6,3 триллиона долларов в год (эта цифра включает в себя только прямые экономические выгоды от внедрения, косвенные выгоды могут увеличить значение на порядок). С учетом вклада России в мировую экономику финансовые выгоды от внедрения робототехники могут составлять до 220 миллиардов долларов ежегодно (примерно 6% ВВП России).
По экспертным оценкам, рост рынка ИР может составлять от 19 до 55% в год (в зависимости от вида робототехники — промышленная или сервисная). Правительства многих развитых стран в 2011-2014 годы объявили о развертывании специализированных исследовательских программ и коммерциализации отрасли робототехники. В частности, масштабные программы поддержки гражданской робототехники были приняты в США, Южной Корее, Китае, Японии, Великобритании, Франции и ряде других стран Евросоюза.
В настоящий момент в мире насчитывается приблизительно 3300 организаций (частных и государственных), которые ведут исследования и разработки в области ИР. В России, по оценке специалистов Фонда “Сколково”, сосредоточено приблизительно 120-150 организаций, заявляющих о проектах, связанных с созданием ИР или смежных технологий. Кадровый потенциал отечественных организаций основывается на большом количестве выпускников инженерных вузов по специальности “Робототехника и мехатроника”: около тысячи инженеров в год.
Путь к миру, полному видимых и невидимых роботов, сложен. Но многие задачи в данной области уже решены учеными, а созданные технологии успешно превращаются в продукты. Суммируя последние 65 лет эволюции искусственного интеллекта и робототехники, можно сказать, что задача “мобильности робота из точки А в точку Б” решена: нет большой проблемы в том, чтобы доставить робота более-менее эффективным способом из одного места в пространстве в другое. Но зачем роботу (а если говорить шире — киберфизической системе) туда идти? Что он будет делать в этой самой точке Б? Ответы именно на эти вопросы предстоит искать системам искусственного интеллекта, которые должны, имитируя поведения человека, анализировать ситуацию, понять, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Либо помогать человеку думать и решать стоящие уже перед ним задачи.
Как показали прошедшие в США в июне 2015 года международные соревнования DARPA Robotics Challenge, для самых совершенных роботов, сделанных в лучших университетах мира, нет проблем в том, чтобы “доковылять” до двери. Проблемы начинаются тогда, когда требуется открыть эту самую дверь. А точнее — с того, чтобы понять: а где, собственно, у двери ручка и что с ней делать. Глядя на то, как лучшие роботы по полчаса пребывают в раздумьях, невольно на ум приходит простой ответ тем, кто так боится стука в дверь восставшей машины: да просто не открывайте им!
Именно рост интеллектуальных киберфизических систем и искусственного интеллекта предоставляет России возможность выйти в число лидеров нового технологического направления. В ближайшие годы ход развития робототехники будут определять не производители новых манипуляторов или чипов, а создатели алгоритмов глубокого обучения нейронных сетей и современных программных средств для ИР, включая наземные, воздушные и морские беспилотники.
Вряд ли владельцы премиальных автомобилей осознают, что уже сейчас 25% стоимости их машин составляет программный код, исполняемый на сотнях микрокомпьютеров. Но это очень хорошо понимают инженеры и предприниматели. То, что доступно для богатых сегодня, станет доступно для всех уже в течение ближайших 10-15 лет. Следуя этой парадигме, функции автономности, появляющиеся в современных автомобилях высокого класса, скоро окажутся встроены во все новые модели авто.
На международных экономических форумах не раз подчеркивалась важность малых наукоемких предприятий для успешности современной модели конкурентоспособной национальной экономики. Автор статьи в течение пяти лет руководит работой по поддержке инновационных предприятий в области стратегических компьютерных и информационных технологий в федеральном институте развития, потому накопленный опыт позволяет сделать несколько обобщений относительно подхода к развитию будущей робототехнической отрасли в России.
Во-первых, успех в мировой конкуренции определяется нашими вложениями в науку и исследования. Без поисковых исследований высочайшего уровня невозможно создать опережающий технологический задел. Это не ведомственный НИОКР, но та наука, которая ставит во главу угла создание решений, технологий, полезных для общества. Бизнес без наукоемкой составляющей — временное явление.
Во-вторых, как воздух нам нужна коллаборация между всеми робототехническими коллективами. Многократно и с изумлением я сам наблюдал отсутствие всякого взаимодействия не только в рамках одной организации, но даже на одном ее этаже. Свободный обмен информацией — сильная сторона наших заокеанских коллег. Очень важно наладить честное и открытое взаимодействие различных ведомств и частных компаний в интересах, прежде всего, всей отечественной экономики. А существующий подход, когда одно федеральное ведомство “замечает” лишь “железо”, не желая признавать стратегическую важность программного обеспечения, приведет лишь к дальнейшему стратегическому отставанию.
В-третьих, честность и доверие. Зачастую красивые идеи выдвигаются только для того, чтобы “продавать” исключительно коммерческие интересы компании или узкой группы лиц. Коммерциализация, конечно, важна, но при этом честность в обещаниях является главным фактором создания атмосферы доверия в отрасли. Стремление подавить конкуренцию и “отжать” малые предприятия с рынка в угоду большим компаниям ведет лишь к самоуничтожению отрасли.
Далее — инициативность и амбициозность самих робототехников. Многие организации, обладающие компетенциями и стратегическим видением, тем не менее, живут по принципу “сделаем, что требует заказчик”. Проявления инициативности наказуемы рублем или проверяющими органами. Требуется инициатива, созидательная деятельность, поощряемая руководством, о котором также можно сказать, что это — “просветленный” заказчик.
И наконец, консолидации отрасли способна помочь централизация усилий: общие подходы и бизнес-модели. Сообщество робототехников может сделать значительно больше, чем слабо объединенное сообщество коммерческих структур, действующих к тому же разнонаправленно. В частности, сейчас такая функция лежит на Робототехническом центре “Сколково”. В его составе 53 организации, занятые выполнением коммерческих наукоемких проектов в области промышленной и сервисной робототехники. Среди таких проектов центра — роботы телеприсутствия (Викрон), автономные транспортные средства, разрабатываемые в КБ “Аврора” и “Вист Майнинг Технолоджи”, система автопилотирования для складской техники “РобоСиВи” и другие. В 2014 году на самой крупной отечественной инновационной конференции Startup Village мы “вывели” в свет уникальный российский проект по созданию реабилитационного экзоскелета “Экзоатлет”. А в конце 2015 года команда его разработчиков уже приступила к клиническим испытаниям своего уникального продукта.
Конкурентоспособность исследовательских работ хорошо дополняет упомянутую выше коллаборативность. Сложно переоценить ту роль, которую играет в создании сообщества проведение конкурсов в области робототехники. Как показывает мировой опыт, именно целевые (то есть ориентированные на конкретный результат) конкурсы — лучшая форма поддержки инноваций. Организаторами одного из таких конкурсов, направленного на стимулирование коммерциализации научно-исследовательских проектов в области беспилотных транспортных средств (ТС) и систем помощи водителю, выступают Робототехнический центр “Сколково” совместно с ФАНО России. В конкурсе могут принять участие подведомственные организации ФАНО России, малые и средние инновационные компании, вузы и научные организации, а также независимые команды разработчиков.
Начиная с декабря 2015 года уже идет прием заявок по таким направлениям, как наземные автономные беспилотные ТС, наземные безэкипажные ТС, воздушные беспилотные и безэкипажные ТС, подводная робототехника, морская робототехника, системы помощи водителю. Итоги конкурса будут подведены 18 февраля этого года. Победителей ждут гранты от 1 до 5 млн рублей. Основными критериями при оценке проектов являются конкурентные преимущества, реализуемость, инновационность, перспективы коммерциализации и опыт членов команды проекта. Подать заявку на конкурс можно на сайте

На фото: Беспилотный летательный аппарат КАНАТОХОД, разработанный сколковской компанией “Лаборатория Будущего”, предназначен для автономного мониторинга повреждений линий электропередачи;

Подводный поисковый робот ГНОМ, разработанный сколковской компанией “Индэл-партнерс”


Подготовила Нина Шаталова
Фотоснимки предоставлены А.Ефимовым

http://robotics.sk.ru.

Нет комментариев