Сценарий до востребования. Ученые подключились к урегулированию кавказского кризиса.

На последнем перед летними каникулами заседании Президиума РАН прозвучало научное сообщение “Причины и обстоятельства роста напряженности и поиск путей стабилизации на Северном Кавказе”. Факты и выводы, изложенные в докладе, который сделал председатель Южного научного центра (ЮНЦ) РАН академик Геннадий Матишов, встревожили участников встречи. Оказалось, что данные коллег-ученых о системном кризисе на Северном Кавказе совсем не вяжутся с информацией СМИ о происходящих там “позитивных процессах”.
Геннадий Матишов представил результаты работы по оценке обстановки в этом регионе, которую в течение шести лет вел Южный научный центр во взаимодействии с северокавказскими структурами и институтами центральной части РАН. Выполнялись эти работы в рамках соответствующих подпрограмм двух последовательно осуществлявшихся программ фундаментальных исследований Президиума РАН.
Наиболее полно итоги проведенных изысканий сформулированы в пяти томах “Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России”, где дается анализ всех сторон жизни северокавказских республик и прогнозы дальнейшего развития ситуации. Материалы для исследований ученые добывали при содействии южных подразделений ФСО, МВД, ФСБ, Внутренних войск, территориальных органов исполнительной власти. Визуализация результатов с помощью карт, графиков, схем позволила авторам атласа представить информацию в удобной для восприятия форме.
На заседании Президиума РАН были презентованы некоторые данные из пятого тома атласа, содержащего огромный объем сведений о фактах терроризма, экстремизма и протестных настроениях на Северном Кавказе. Сегодня государству приходится прилагать колоссальные властные, финансовые и военные усилия для поддержания здесь гражданского мира. Однако, как показали ученые, реализация инерционного сценария развития с элементами силового и бессистемного подходов, от которого в ЮНЦ предостерегали еще в 2006 году, привела к дальнейшему ухудшению ситуации, консервации главных проблем и расползанию насилия.
Один из выводов, сделанных наукой, таков: российская политика на Северном Кавказе решила крайне мало из поставленных задач и вернулась к проблемам десятилетней давности. Главные из них — отсталая инфраструктура, безработица, архаичное сельское хозяйство, теневая экономика, коррупция, клановость. Крайним проявлением кризиса стала криминально-террористическая война, развязанная исламистским бандподпольем.
По оценкам ученых, общая численность активно действующих на Юге России боевиков не сокращается и, очевидно, может достигать 1,5 тысячи бойцов. Сегодня партизанско-террористические технологии дают возможность относительно малочисленным бандгруппам, имеющим в своем распоряжении спутниковую связь, солнечные батареи, новейшие снайперские винтовки, переносные зенитные комплексы, успешно противостоять федеральным силам. Действия боевиков организованны, целенаправленны и оперативно координируются. Их лидеры проводят линию на создание так называемого исламского Кавказского эмирата.
Эскалация насилия приводит к росту жертв среди местного населения на Северном Кавказе. Не уменьшаются и потери “силовиков”. За последние 2,5 года убиты и ранены более 2300 военных, сотрудников милиции и представителей власти, что сопоставимо с потерями, которые СССР нес в Афганистане. Партизанские диверсии стали настолько опасными, что федеральные власти вынуждены поставить под военную охрану железную дорогу Астрахань — Дербент. С 2011 года пассажирские и товарные перевозки по Дагестану и Чечне осуществляются только в светлое время суток.
Ширится в северокавказских республиках и гражданский протест. Поводом для пикетов, блокирования трасс и воинских частей, захвата правительственных зданий, массовых драк становятся межэтнические противоречия, земельные споры, задержка зарплаты, крупные теракты, несогласие с итогами выборов мэров и депутатов, неправомерные действия полиции.
Напряженность выплескивается за пределы Кавказа на приграничные края и области. Во многих районах Ставрополья, Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Калмыкии становится все больше выходцев из северокавказских республик. Вместе с этнической миграцией распространяется ваххабизм. И это лишь малая часть того, что происходит сегодня на Северном Кавказе, подытожил Г.Матишов.
Принимаемые руководством страны меры, к сожалению, не приносят улучшений, констатируют ученые. В 2010 году для усиления государственного влияния в регионе из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский, включающий самые “проблемные” национальные республики. Однако за полтора года деятельности СКФО никакого прорыва в депрессивной экономике республик не наметилось. Не способствуют улучшению ситуации и колоссальные бюджетные дотации (полторы сотни миллиардов рублей в год): во многих случаях использование казенных денег плохо контролируется. Еще один применяемый государством способ решения проблем — контртеррористические операции. За последние три года в городах и селах Северо-Кавказского федерального округа было проведено более 250 спецопераций, многие из которых организовывались с применением бронетехники и авиации. Однако эти действия дали лишь кратковременный эффект, принципиально ничего не изменив. Одно дело — урегулировать конкретную конфликтную ситуацию, и совсем другое — предотвратить их возникновение в будущем.
В решении второй задачи власти готовы помочь ученые. Они уверены, что первым и необходимым шагом к достижению мира и стабильности на Кавказе являются системный, всесторонний анализ складывающейся в регионе ситуации и научная проработка путей выхода из кризиса. Вопрос в том, насколько готовы руководители всех уровней власти к такому взаимодействию. По словам академика Матишова, полпреды президента в Южном федеральном округе неоднократно обсуждали в стенах Южного научного центра проблемы безопасности на Кавказе. Другое дело, насколько успешно были реализованы предложенные учеными оптимальные сценарии.
Сегодня, как сообщил в ходе дискуссий по докладу заместитель директора Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ Левон Батиев, диалог науки с властью стал еще менее эффективным, и вовсе не по вине ученых. Комплексная стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года была создана без участия РАН. Она содержит явные “нестыковки с действительностью”, отметил Л.Батиев. Так, в СКФО запланировано создание туристического кластера, в то время как всем ясно: еще долго здесь будет возможен разве что экстремальный туризм.
И все же, невзирая на политическую конъюнктуру, ученые продолжают изучать северокавказские реалии и создавать базу для прогнозов и принятия управленческих решений. Это очень непростая задача, ведь традиционные модели и теории управления не дают здесь желаемого результата, так как не учитывают сопротивление диверсионного подполья, почти 70-процентную теневую экономику, 90-процентную дотационность, тотальную экономику и этноклановую систему.
В своем докладе Г.Матишов обозначил предложения ЮНЦ в программу фундаментальных исследований Президиума РАН на 2012-2014 годы. Она включает такие направления работы, как изучение возможности сохранения русского населения на Северном Кавказе, оценка протестного потенциала населения южного макрорегиона, создание социального портрета молодежи Юга России и многое другое.
Академик Валерий Тишков высказал идею организации сетевой структуры, которая объединила бы специалистов, занимающихся проблемами Северного Кавказа. По его мнению, это позволит связать воедино результаты работы профильных научных коллективов, выявить разнообразие точек зрения по ключевым проблемам и найти общие подходы к их решению.
Все выступавшие высоко оценили итоги выполнения представленных подпрограмм фундаментальных исследований Президиума РАН, отметив необходимость их продолжения и расширения. Президент РАН академик Юрий Осипов поддержал предложение о создании под эгидой Отделения историко-филологических наук и Отделения общественных наук специального органа, который будет заниматься координацией этих работ.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев