Рассеяться и появиться снова. Ученые подтверждают возможность телепортации. Пока — теоретически

Марахтанов М.К., Марахтанов А.М. Неожиданные квантовые явления в известных электрических процессах. М.:
КРАСАНД, 2010.

Эта книга написана для технарей, однако, несмотря на обилие формул и специальной терминологии, читать ее и легче, и интереснее, чем иные труды гуманитариев и обществоведов, когда вычурное изложение делает скучным и малодоступным даже то, о чем уже что-то знаешь и хочешь узнать больше. Профессионалы в макро- и микроэлектронике найдут в этой работе свою пищу для размышлений. Тех, кто к ним не относится, заинтересует сюжет о телепортации, излюбленной теме фантастической литературы и людей с богатым воображением.
Впрочем, возможно, сама идея не такая уж фантастическая. Квант — это элементарная частица и одновременно волна. Две квантовые частицы, вступив в некое взаимодействие друг с другом, переплетают свои “судьбы” беспрестанно, независимо от расстояния, которое их разделяет. Это свойство в квантовой механике называется сцепленностью и означает связанность состояний частиц между собой. Сцепленность одного состояния может быть передана на другое подобно энергии, текущей от зарядного устройства в аккумулятор. Каким образом сцеплены эти частицы, пока неизвестно.
Сцепленность и лежит в основе понятия телепортации. Согласно квантовой теории, невозможно получить полную информацию о неизвестном квантовом объекте и создать второй, точно такой же объект, не разрушив первый. Но, запрещая создание двойников, квантовая механика не запрещает создания точной копии с одновременным уничтожением оригинала — действие, которое и называется телепортацией. Обычно считается, что переместить какой-то объект в пространстве — значит переместить все частицы, из которых он состоит, из одной точки в другую. Но поскольку элементарные частицы неотличимы друг от друга, их можно не перемещать, а, получив необходимую информацию о них, “собрать” телепортируемый объект из новых частиц на новом месте. То есть телепортация объекта есть “считывание” квантового состояния всех частиц и воссоздание этого состояния на удаленном расстоянии. Как только будет считана вся нужная информация, объект исчезнет и снова появится на свет только после квантовой “сборки”. Это и есть квантовая телепортация, позволяющая квантовому состоянию системы быть транспортированным из одного положения в другое без движения через промежуточное пространство.
Конечно, человек не квантовая частица. Но, прочитав в книге о телепортации, представляешь, что когда-нибудь люди смогут оказаться, предположим, на Марсе, не пересекая космос с его опасностями, а просто переслав туда информацию о своих физических параметрах с Земли. На Красной планете создадут физически точно такого же человека, при этом первый исчезнет. Найдутся ли желающие? Однако если процесс можно будет повторить и человек таким же образом снова окажется на Земле, перед космонавтикой откроются безграничные горизонты. Но это уж точно из области фантастики.

С книгой знакомила Светлана БЫКОВА