Это какой-то драйв!

Главным научным прорывом года по версии журнала Science стал метод редактирования геномов под названием CRISPR. Об этом сообщает издание Science Now.
Методом, который возглавил рейтинг Прорывов года (Breakthrough of the Year) Science, охвачены сразу несколько достижений последних 12 месяцев. Благодаря CRISPR в этом году был продемонстрирован полезный “генный драйв” — явление передачи генетического изменения подавляющему большинству потомства, так была выведена популяция малярийных комаров, лишенных способности переносить малярийного плазмодия. Кроме того, была показана возможность редактирования ДНК человеческих эмбрионов с целью избавления их от мутации, вызывающей тяжелое заболевание крови, и были удалены 62 копии ретровирусов из генома свиньи, что открывает возможности для ксенотрансплантации, пересадки органов животного человеку. Обсуждение перспектив использования этого инструмента генной инженерии в медицинских целях, в частности для иммунной терапии рака, сопровождается этическими дискуссиями. В начале декабря был принят мораторий на внесение генетических изменений, которые могут передаться потомству. Метод CRISPR был разработан три года назад и сразу же получил признание специалистов из-за своей простоты и точности воздействия на заданные участки ДНК. Идея создания системы, включающей также некий фермент (Cas9), родилась при изучении механизмов, которые бактерии используют для защиты от своих патогенных вирусов (бактериофагов). Речь идет о своеобразных “иммунных” реакциях бактерий на проникновение определенного бактериофага, которые выражаются в избирательном расщеплении его геномной ДНК. Работу этого механизма обеспечивают специальные участки бактериального генома – CRISPR-локусы. Аббревиатура CRISPR, давшая название прославленному методу, происходит от англоязычного обозначения коротких палиндромных повторов, регулярно расположенных группами (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats).
В этом году специальная секция журнала Science, посвященная прорывам года (Breakthrough), включила также результаты читательского голосования. Здесь, кроме метода геномного редактирования, с большим отрывом лидируют космический корабль New Horizons, совершивший облет Плутона, и вакцина против смертельной лихорадки Эбола. В отличие от прошлых лет, когда Science представлял “горячую десятку” научных достижений, в этом году число “прорывов” возросло до 25. Помимо названного, редакция выделила новый ископаемый вид раннего человека Homo naledi, а также первый эксперимент, корректно доказавший нарушение неравенства Белла и подтвердивший принцип квантовой механики, согласно которому у электронов нет характеристик до тех пор, пока их не наблюдают с помощью детектора. До этого момента частицы существуют в нескольких состояниях одновременно.