Наполним бокалы! Как возродить виноградарство и виноделие в России.

Будущее российских виноградников и перспективы отечественных виноделов обсудили недавно за стаканом чая члены Президиума РАН. Директор Северо-Кавказского зонального НИИ садоводства и виноградарства Евгений Егоров выступил с докладом “Научное обеспечение развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации: проблемы и пути решения”, а его коллеги-академики высказали трезвые взгляды на сложившуюся в отрасли ситуацию.
Почти лекарство
Древние мудрецы говорили: “Во главе всех целебных средств — вино; там, где нет вина, требуются лекарства”. Виноград содержит глюкозу, фруктозу и другие простые легкоусвояемые сахара. В ягодах винограда много органических кислот, минеральных макро- и микроэлементов, витаминов, биофлавоноидов, есть некоторые ферменты и фитонциды…
Считается, что введение винограда в культуру произошло 7-9 тысяч лет назад. Древнейшими его очагами в границах бывшей Российской империи были Закавказье, Крым и Средняя Азия. Имеются сведения, что культурный виноград возделывался на Нижнем Дону 2 тысячи лет назад. В России виноградарство зародилось в Астрахани, где в 1613 году при монастыре по приказу царя Михаила Федоровича заложили “настоящий сад для двора государева”.
Спады и подъемы
— Виноградо-винодельческая отрасль экономически и социально значима для нашей страны, — сразу же расставил акценты, выступая в Президиуме РАН, Е.Егоров. — Доход с одного гектара плодоносящих насаждений винограда в 8,7 раза больше дохода от производства зерна озимой пшеницы. Сто гектаров насаждений гарантируют до 40 постоянных рабочих мест в растениеводстве, а с учетом винодельческого производства — 60 рабочих мест. Сто гектаров виноградников обеспечивают поступления в бюджет и внебюджетные фонды 5,3 млн рублей в год, создают 31,4 млн рублей валовой добавленной стоимости.
Самым успешным в виноградо-винодельческой отрасли СССР был период с 1971 по 1984 год. И это несмотря на катаклизмы: морозы 1971-1972 годов и распространение вредителя филлоксеры. К 1984 году в СССР были самые большие площади промышленных насаждений (общая площадь составляла 190 тысяч га), рекордная урожайность (7,95 т/га), валовой сбор винограда составлял 1 млн 134 тысяч тонн. Виноделы произвели 177 млн декалитров вина и винной продукции.
С началом в стране антиалкогольной кампании виноградо-винодельческая отрасль вступила в стадию стагнации. Последовавшая в дальнейшем перестройка национальной экономики только усугубила положение отрасли. За период с 1985 по 2000 год площади виноградных насаждений в РФ сократились более чем на 100 тысяч га, валовые сборы винограда снизились в 4 раза, закладка насаждений сократилась в 3,4 раза. Мощности предприятий первичного виноделия сократились в 2,7 раза, объем производства винодельческой продукции снизился в 7,3 раза.
В начале нового тысячелетия отрасль пошла на поправку. С 2005 года возросла ежегодная площадь закладки насаждений, с 2009 года увеличились и объемы производства винограда. В период с 2000 по 2014 год в РФ было заложено 64,2 тысячи га новых виноградных насаждений. Средняя урожайность возросла с 4,6 т/га в 2000 году до 9,1 т/га в 2014-м.
За последние 10 лет в отечественном виноделии произошли существенные изменения, сказал Е.Егоров. Замена технологического оборудования и переход на новые технологии позволили производить вина высокого качества, не уступающие европейским. Обновленные производственные мощности в виноделии составили 181 млн декалитров, однако и сегодня их загрузка составляет лишь 40%, а доля вин из отечественного винограда не превышает 35%.
И на рынке ситуация пока нерадужная. Фактический объем потребления населением винограда в свежем виде (столовые сорта) в России в 2014 году составил 446 тысяч тонн, из которых отечественное производство составило 99,4 тысячи тонн, а импорт — 347 тысяч тонн, или 77,8%. Потребность населения в винограде столовых сортов по медицинским нормам (8 кг/чел. в год) была удовлетворена на 36,5%. При этом издержки на импорт винограда в свежем виде составили в ценах 2014 года 18,7 млрд рублей.
Государственная программа “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы” была направлена на то, чтобы к 2020 году достичь показателей 1984 года. Однако к 2012 году целевые индикаторы программы по общим площадям насаждений были выполнены на 62,8%, по валовому сбору винограда — на 70,2%, по площади закладки новых насаждений — на 41,3%, по объему производства вина — на 68,8%.
Основной причиной неисполнения плановых показателей, отметил Евгений Алексеевич, стал дефицит финансовых ресурсов: при плановых 4,8 млрд рублей из госбюджета было выделено 2,2 млрд рублей, а собственных средств на развитие отрасли предприятия направили 2,8 млрд рублей против необходимых 6,2 млрд.
Современное состояние отрасли по отношению к 1984 году таково: по общим площадям — 34%, по плодоносящим насаждениям — 36%, по валовому сбору винограда — 38%. Оперируя этими данными, по мнению докладчика, следует сделать вывод о том, что потенциал почвенно-климатических условий России для возделывания винограда используется на 35%.
Планы и реалии
В 2014 году Правительство РФ внесло изменения в Госпрограмму на период 2013-2020 годов с уточненными целевыми индикаторами: доведение площадей виноградных насаждений с 63,2 тысячи га до 140 тысяч га (включая насаждения в Крыму), объемов производства винограда — не менее 700 тысяч тонн, ежегодных площадей закладки — до 9,1 тысячи га в год (в 2014 году — 3,2 тысячи га). Но, как подчеркнул Е.Егоров, увеличение площадей ежегодной закладки насаждений практически в три раза потребует соответствующего увеличения финансовых ресурсов: при общей плановой потребности в год 3,4 млрд рублей, что в текущих ценах больше фактического уровня 2014 года в три раза, субсидии из федерального и региональных бюджетов в год предусматриваются в размере 1,207 млрд рублей.
Немаловажной практической и научной проблемой, отметил Е.Егоров, становится и обеспечение высококачественным посадочным материалом возрастающих объемов закладки насаждений виноградников. В последние годы собственное российское производство составляло в среднем в год до 3,5 млн штук саженцев винограда при общей потребности в 7 млн штук. Дефицит покрывался за счет импорта. Издержки на импорт возрастут и в 2015 году — ввиду роста стоимости национальных валют — до 1,2 млрд рублей.
Ко всему прочему, завозимый посадочный материал слабо адаптирован к агроэкологическим условиям возделывания в наших регионах, нередко инфицирован, что сказывается на продуктивности насаждений и сроках их эксплуатации. Ежегодная величина ущерба от гибели насаждений, заложенных инфицированным посадочным материалом, составляет более 900 млн рублей.
Наука поможет
Научный анализ климатических изменений за более чем 30-летний период свидетельствует о том, что на юге России климат становится все более континентальным. С 1977 по 2014 год максимальная температура воздуха в период вегетации растений винограда увеличилась в среднем на 2,5°С (до 33,5°С). Происходящее с 2005 года общее уменьшение количества атмосферных осадков, особенно в период активного роста побегов и ягод винограда (июнь-август), в совокупности с высокими температурами вызывает у растений вод-ный стресс и недобор урожая. Не дремлют и наносящие ущерб виноградникам вредные организмы.
В общем, ученым есть чем заняться. На повестке несколько важных практических задач: ускорение процессов создания сортов и клонов винограда, снижение химико-техногенного прессинга на почву и растения. С этим связаны и фундаментальные приоритеты. Необходимо, в частности, выявить молекулярно-генетические особенности и физиолого-биохимические механизмы устойчивости растений винограда к температурным стрессам, раскрыть механизмы регуляции и саморегуляции патосистем ампелоценозов, регуляции биосистемы “растение — патоген” и т.д.
Не жать на тормоза!
По мнению директора ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Льва Оганесянца, в условиях открытого рынка для повышения конкурентоспособности вин необходимо гармонизировать все требования к производимой продукции. Главным тормозом для отечественного виноделия является конкуренция со стороны недобросовестных производителей: наличие на рынке массы фальсификатов, считает Л.Оганесянц. Его институт внес в федеральный реестр 17 методик измерений по определению подлинности продукции. Они позволяют обнаружить в продаваемых напитках спирты невинного происхождения, нехарактерные сахара и углероды, установить факт разбавления вина водой. Можно даже определить географическое происхождение вина и факт внесения в его состав вин из других регионов.
Ситуации с виноградарством и виноделием в Крыму посвятил свое выступление академик Национальной академии наук Украины, председатель Ученого совета Национального НИИ винограда и вина “Магарач” Анатолий Авидзба. “Сегодня отрасль у нас уничтожена, — заявил он. — В СССР производилось около 5 млн 975 тысяч тонн винограда. В 1995 году Крым собирал 630 тысяч тонн винограда, а в 2014 и 2015 годах — 90 и 70 тысяч тонн соответственно”.
Главная задача института — научное обеспечение отрасли. За последние 10 лет создано более 45 сортов винограда. При этом ситуация на полуострове остается непростой. Уничтожение виноградников продолжается. Так, по утверждению Анатолия Мкановича, потеряны виноградники мускатных сортов, завод и музей сухих вин.
— Состояние технического оснащения винодельческой отрасли катастрофическое. Сегодня более 80% перерабатывающих предприятий дорабатывают на машинах с уровнем износа от 35 до 90%. Новое закупается только за рубежом, на что ежегодно тратится до 1-2 млрд рублей только по Крыму, — отметил А.Авидзба.
Нужно развивать собственное производство посадочного материала, чтобы поставить заслон чужому, считает опытный виноградарь. По мнению А.Авидзбы, Крыму насущно необходимы восстановление и реконструкция существующих биотехнологических комплексов.
— Просим, чтобы РАН нас поддержала, — обратился Анатолий Авидзба к Президиуму академии.
О том, что России есть “чем крыть на этом рынке”, рассказал директор Всероссийского НИИ виноградарства и виноделия им. Я.И.Потапенко (Новочеркасск) Александр Майстренко.
В 2011-2014 годах сотрудники института пополнили генофонд коллекции 20 интродуцированными сортами винограда, вовлекли в селекционный процесс 372 сорта винограда, создали электронную базу оценочных ампелографических (всесторонняя классификация и описание. — А.С.) данных 200 сортов, разместили паспорта 600 сортов винограда в международной базе данных (VIVC database). Также были разработаны инновационные биотехнологические методы получения посадочного материала (свободного от карантинных объектов возбудителей хронических заболеваний), относящегося к высшей категории качества. Создана методика среднесрочного хранения виноградных растений в генетической коллекции in vitro, позволяющая увеличить продолжительность периода беспересадочного хранения мериклонов до двух лет.
Однако президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович считает, что “в прикладной науке неправильно всё построено”. Проблема в том, что научные учреждения “выполняют исследования по утвержденным тематикам”. “Я думаю, — сказал Л.Попович, — надо выстроить систему так, чтобы к обсуждению тем, которые будет финансировать государство, привлекался бизнес. А то наука варится сама в себе. Исследований много, но они лежат на полке”.
Выступления коллег подытожил вице-президент Геннадий Романенко: “У России есть все возможности и перспективы возо-
бновить производство виноградных и плодово-ягодных алкогольных напитков… Когда мы готовили эту тему, мы придерживались мнения К.Маркса, который в письме к свекру своей дочери выразил такую мысль: “Человек, который не любит вина, не сможет достичь ничего полезного для человечества”.

Подготовил Андрей СУББОТИН
Фото с сайта ofms.ucoz.net

Нет комментариев