Постарели динозавры

Первые динозавры эволюционировали от своих предшественников стремительно и появились на Земле значительно раньше, чем предполагалось. Об этом свидетельствует анализ пород, содержащих окаменелости. Новость опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Динозавры стали таковыми всего за пять миллионов лет, эволюционировав от ранних динозавроморфов, своих пресмыкающихся предшественников. К такому выводу пришел палеонтолог из Университета Юты (University of Utah) Рэндалл Ирмис (Randall Irmis), автор статьи в недавнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences. Как отмечает в связи с этой публикацией портал Live Science, открытие Ирмиса сдвигает временной отрезок между динозаврами и динозароморфами, до сих пор ученые предполагали, что на эволюцию динозавроморфов в динозавров ушло по меньшей мере от 10 до 15 миллионов лет. Считается, что динозавры возникли в конце Триасового периода — древнейшие их останки, которым около 231 миллиона лет, происходят из аргентинской формации Исчигуаласто, хотя время от времени палеонтологи сообщают об обнаружении еще более древних динозавров. Динозавроморфы были найдены также в Аргентине в отложениях формации Чаньярес, но останков динозавров в этом месте никогда не обнаруживали. Уточняя возраст отложений Чаньяреса, Ирмис с коллегами извлекли из верхов и низов формации кристаллы минерала циркона, которые позволяют точно датировать горные породы по соотношению в них изотопов урана и свинца. Выяснилось, что максимальный возраст Чаньярес составляет 236 миллионов лет и относится эта формация к верхнему Триасовому периоду, а не к среднему, как считалось ранее. Новая датировка сокращает разрыв между динозавроморфами и древнейшими динозаврами на 5-10 миллионов лет.
Ранние динозавроморфы были очень похожи на динозавров, не считая нескольких ключевых признаков. К примеру, бедренная кость у динозавров имела сфероидальное сочленение, образованное круглой головкой кости и чашеобразной впадиной, что допускало вращение бедра, а кроме того, у них имелся дополнительный крестцовый позвонок, который способствовал лучшему креплению бедренных костей и, как следствие, развитию мощной мускулатуры нижних конечностей, что вместе с шарнирными сочленениями стоп давало преимущества в беге. Еще одна “новация” динозавров, которой не было у предшественников, дополнительное отверстие в черепе, позволявшее остудиться после энергичных действий. “По геологическим меркам динозавры эволюционировали стремительно, но доминировать на палео-Земле они начали плавно, постепенно, оторвавшись от своих ранних динозавроморфных родичей не сразу”, — поясняет Ирмис. Экосистемы, в которых существовали те и другие, были сходными, считает автор.