Тренды — в гранты. Фонд уточняет курс.

По антуражу прошедшее на днях очередное предновогоднее заседание Совета Российского фонда фундаментальных исследований мало чем отличалось от предыдущих. Традиционная повестка, тот же зал и та же особенная атмосфера незыблемой стабильности. Внутренний голос, однако, подсказывал: без сюрпризов не обойдется.
И точно. Оказалось, что буквально перед самым стартом заседания из Белого дома доставили свежеподписанное постановление правительства о внесении изменений в Устав РФФИ. Помнится, сей документ наделал много шума еще три месяца назад, когда существовал только в проекте. Научная общественность встревожилась от перспективы передачи отдельных функций и полномочий учредителя государственных научных фондов Министерству образования и науки. А вот в РФФИ отнеслись к нововведению спокойно. Здесь считают, что включенные в устав положения лишь фиксируют де-юре фактически сложившуюся практику и никакими неприятностями не грозят. Ведь речь в них идет главным образом о порядке формирования и утверждения госзадания, а также финансовых планов и отчетов. Все это и прежде согласовывалось с министерством, так что поводов для беспокойства в фонде просто не видят.

— Устав у нас очень хороший, — заверил собравшихся председатель Совета РФФИ академик РАН Владислав Панченко, приступая к традиционному докладу о деятельности фонда в уходящем году.
Всего громадья содержавшейся в нем информации в газетной заметке не передать, поэтому сосредоточимся на том, что называют модным ныне словом “тренды”.
Первый и, видимо, главный — растущее внимание РФФИ к проблемам молодых ученых. В программе фонда нашлось место для семи (!) молодежных конкурсов, причем три из них были объявлены впервые. “Поиск” подробно рассказывал и о совместных начинаниях РФФИ с Правительством Москвы и Фондом национального интеллектуального развития, и о специальном предложении для недавно защитивших диссертации исследователей, в западной терминологии — постдоков (см. №40, 2015). Остановимся здесь на последнем, поскольку как раз этот конкурс попал, бесспорно, в самую “десятку”.
Расспросите любого из ученых — и вам непременно поведают печальную историю о том, как одаренный и перспективный диссертант был вынужден покинуть НИИ или вуз сразу после защиты из-за отсутствия в организации свободных ставок. Особенно обидно, что в подобных ситуациях проигрывают все: и сами молодые люди, сделавшие первые шаги к большим научным достижениям, и их старшие коллеги, вложившие силы и время в их подготовку, и, наконец, наша наука в целом.
Десятилетия ведутся разговоры о том, как же исправить положение. И вот, похоже, выход найден. Выигравший грант РФФИ постдок получает возможность продолжить научную карьеру в любой из готовых его принять организаций, и при этом вместе с ним туда приходят средства, которых хватит и на его вполне достойную зарплату (от 70 до 90 тысяч рублей), и на проведение исследований. О полезности новейшей инициативы фонда свидетельствуют цифры: на конкурс поступило около 1300 заявок, из которых почти половина получила одобрение экспертов.
Закрыв серьезнейшую брешь в процессе становления ученых, руководство РФФИ не отказалось и от давно созревших планов “сквозной” поддержки молодых талантов по цепочке “школьник — студент — аспирант — научный сотрудник”. Соответствующий пункт включен в перечень основных направлений деятельности фонда в наступающем году.
Еще один из очевидных трендов — на поощрение кооперации ученых в работе над междисциплинарными проектами. Председатель Совета РФФИ В.Панченко по-прежнему не устает подчеркивать важность и продуктивность конкурсов ориентированных фундаментальных исследований (“офи_м”), теперь же в пользу выбранного курса на междисциплинарность говорят и милые сердцу академика инициативы самих ученых.
Уже понятно, что весьма удачным будет признан финиширующий эксперимент с конкурсом комплексных проектов (“комфи”) в области молекулярной и клеточной организации биологических структур и процессов, сплотивший 107 научных коллективов. Проведенная по итогам первых двух лет конференция подтвердила и ожидаемо высокий научный уровень участников, и безусловное наличие искомого синергетического эффекта.
Порадовали главу фонда и победители основного конкурса “а”, которые по собственной воле образовали консорциум для решения одной из “горячих” проблем органической химии. Сюжет действительно нетривиальный: ресурсы и усилия без подсказок “сверху” объединили более 150 исследователей из девяти академических институтов и четырех университетов, выполняющих 17 поддержанных РФФИ проектов. Наградой ученым от фонда за столь похвальный пример самоорганизации станет включение близкой им темы в список “офи_м”. А еще неизбежна дальнейшая корректировка рубрикатора РФФИ в сторону междисциплинарности.
 В ногу и об руку с двумя названными трендами идет, к сожалению многих, и третий — конкурсы фонда становятся жестче. Если традиционно так называемый “коэффициент прохождения” колебался где-то возле 30-процентной отметки, то совсем скоро эта цифра может существенно снизиться. Оптимальным на сегодня глава РФФИ считает рубеж в 20-25%. К этому подталкивают и финансовые обстоятельства, о которых на заседании Совета рассказал директор фонда Олег Белявский. В наступающем году бюджет РФФИ скорее всего будет таким же, как в уходящем. А значит, увеличить размер грантов можно единственным путем — сократив их число.
Впрочем, экспертным советам по научным направлениям решением Совета РФФИ дано право самостоятельно определять злосчастный коэффициент, хотя и “с учетом необходимости ежегодного повышения среднего размера гранта”.

Что из этого получится, станет ясно к марту, когда Совет фонда будет подводить итоги нынешнего конкурсного цикла.

 

На верхнем фото: Владислав Панченко

На нижнем фото: Олег Белявский

Дмитрий МЫСЯКОВ
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев