Вопросы из будущего. Андрей Сахаров знал, как опередить время.

Научная сессия, посвященная 90-летию со дня рождения Андрея Сахарова, прошла в ФИАН. Широкой общественности академик Сахаров больше известен своей правозащитной деятельностью, но его коллеги считают, что он еще и “безусловный гений”. Начало и последний этап его научной карьеры связаны с ФИАН. Именно здесь коллеги и соратники Андрея Дмитриевича собрались на научную сессию Отделения физических наук РАН, чтобы отметить 90-летие со дня рождения ученого, вспомнить о его достижениях и нереализованных замыслах.
Открыл сессию заместитель директора института А.Гиппиус. Он так сказал о Сахарове: “Личность гигантского масштаба, наделенная абсолютно уникальным нестандартным умом”. С уходом Андрея Дмитриевича страна потеряла нравственного лидера. Сожаление вызывают и нереализованные идеи академика. Так, главный научный сотрудник института член-корреспондент РАН В.Ритус, участвовавший в разработке водородной бомбы, напомнил о незаконченной работе Сахарова о расщеплении уровней водорода.
Старший научный сотрудник отделения теоретической физики ФИАН, правозащитник и лидер общественной организации “Право ребенка” Б.Альтшулер напомнил, что половину из 20 лет жизни в 1948-1968 годах Сахаров отдал созданию ядерного щита страны, а другую — предотвращению самоликвидации человечества в термоядерной войне. Многие его работы в области мирного использования термоядерного синтеза успешно развиваются в настоящее время. А догадки о пространствах с различным числом осей времени, квантовом испарении черных мини-дыр еще ждут, по признанию ученых, своего часа.
Научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ, бывшего КБ-11 в Сарове, академик Р.Илькаев рассказал о работе над советским термоядерным оружием и об идее так называемой “слойки-лидочки” Сахарова — Гинзбурга, положенной в основу создания отечественной водородной бомбы. Предложение Сахарова о магнитной кумуляции — превращении энергии взрыва взрывчатого вещества в энергию магнитного поля — тоже получило развитие. Это крупный раздел физики, сказал Р.Илькаев, в котором институт занимает лидирующие позиции в мире, а работы с использованием технологий взрывомагнитных генераторов являются прямым творческим наследием Андрея Дмитриевича.
В 1970 году Сахаров впервые выдвинул гипотезу о существовании многочисленных листов эволюции Вселенной, и сейчас это направление активно развивается учеными многих стран, в том числе группой исследователей в ФИАН. Главный научный сотрудник АКЦ ФИАН член-корреспондент РАН И.Новиков рассказал, что Сахарова очень интересовали вопросы о топологической структуре мира и глобальности Вселенной: “Мы несколько раз обсуждали возможные физические свойства туннелей между разными вселенными, и основная мысль того времени сводилась к тому, что кротовыми дырами могут быть заряженные и/или вращающиеся черные дыры”. А если кротовые дыры действительно существуют и открыты для прохождения сигнала, то можно попытаться зарегистрировать это экспериментально.
Руководитель Астрокосмического центра ФИАН академик Н.Кардашев посвятил свой доклад космическим интерферометрам. В 1989 году академики А.Сахаров и В.Гинзбург в письме на имя директора НАСА адмирала Ричарда Трули представили проект “Радиоастрон” по запуску 10-метрового радиотелескопа на вытянутую орбиту спутника Земли. Осуществить его можно было только при поддержке НАСА, которая в итоге была получена. Правда, запуск много раз откладывался, и только теперь — в июле этого года — спутник, вооруженный уникальным инструментом, отправится в космос. Достигнутое с помощью “Радиоастрона” разрешение позволит пролить свет на такие явления, как образование звезд и планетных систем, существование кротовых нор, темную материю и темную энергию, физику черных дыр и нейтронных звезд и множество других вопросов.
Сотрудники Астрокосмического центра ФИАН В.Лукаш и Государственного астрономического института им. П.К.Штернберга и Кардиффского университета (Великобритания) Л.Грищук рассказали о космологических моделях образования Вселенной. В 1965 году Сахаров опубликовал статью “Начальная стадия расширения Вселенной и возникновение неоднородности расщепления вещества”, где выдвинул “сумасшедшую” для того времени гипотезу происхождения галактик и звезд вследствие квантовых флуктуаций вакуума в первые мгновения существования Вселенной. В 2001 году описанные им колебания вещества были обнаружены в реликтовом излучении, дошедшем до нас со времен Большого взрыва, а сейчас намеки на них отмечаются и в распределении галактик.
Многие выступившие на сессии считают, что А.Сахаров — это “человек-феномен, опережавший свое время не только в выдвигаемых гипотезах-ответах, но и в постановке самих вопросов”.

По материалам АНИ “ФИАН-информ”