Мутации как повод

Международная встреча экспертов по редактированию человеческих геномов закончилась принятием моратория на внесение изменений, которые могут передаться следующим поколениям, но в целом участники саммита поддерживали продолжение исследований. Об этом сообщают New York Times; Nature News.
Трехдневный Международный саммит по редактированию генов человека (International Summit on Human Gene Editing), созванный Национальной академией наук США (U.S. National Academy of Sciences), Институтом медицины (Institute of Medicine), Китайской академией наук (Chinese Academy of Sciences) и Королевским обществом Лондона (Royal Society of London), прошел в начале декабря в Вашингтоне. Поводом послужила опубликованная в апреле этого года статья китайских ученых, которые попробовали с помощью модной методики редактирования геномов CRISPR/Cas9 изменить у человеческих эмбрионов ген HBB, мутации по которому приводят к развитию тяжелого заболевания крови, бета-талассемии. Рост эмбрионов остановили на восьмиклеточной стадии, но сразу после публикации авторы под руководством Цзюньцзю Хуана (Junjiu Huang) из Университета Сунь Ятсена (Sun Yat-sen University) в Гуанчжоу призвали сообщество провести международную встречу для обсуждения путей развития этого направления. В декларации, обнародованной 3 декабря, участники саммита заявляют, что метод генного редактирования не должен быть использован для изменения человеческих зародышей, которые предполагается имплантировать для наступления беременности.
В то же время саммит призвал к осмотрительной, но все-таки разработке медицинских приложений метода в тех случаях, когда отредактированные гены не перейдут следующим поколениям: речь идет о коррекции мутации, вызывающей серповидно-клеточную анемию, или об изменении иммунных клеток для направленной терапии рака. При этом декларация саммита, подписанная 12 членами организационного комитета, среди которых всемирно известные синтетические биологи и генные инженеры, предупреждает о многих технических и этических вопросах, которые должны быть оговорены до каких бы то ни было попыток так называемого “редактирования зародышевых линий”, то есть пренатального удаления гена для устранения возможности развития наследственного заболевания у будущего индивида с последующей передачей этой модификации его потомкам. “Какое-либо клиническое использование редактирования зародышевой линии до полного решения вопросов безопасности и эффективности было бы безответственным, а кроме того, следует учитывать общественное мнение относительно практического применения этого метода”, — говорится в документе. От запрета на редактирование человеческих эмбрионов и зародышевых линий с исследовательскими целями члены оргкомитета саммита удержались.