В свободном падении

Запуск космического телескопа — прототипа системы для поиска гравитационных волн LISA Pathfinder — осуществило Европейское космическое агентство (ESA). С подробностями — RedOrbit; ESA News Release.
Аппарат, запущенный 3 декабря с космодрома “Куру” во Французской Гвиане, будет тестировать технологию, которая, наряду с прочими, может содействовать обнаружению ряби пространства-времени, которая предполагается Общей теорией относительности Эйнштейна. Как сообщает портал redOrbit, LISA Pathfinder разместит в условиях почти идеального свободного падения два одинаковых незакрепленных кубических тела, сделанных из золота и платины. Эти тела отличает высокая плотность и ненамагниченность, они должны реагировать только на гравитацию. Весит каждый куб около двух килограммов, длина ребра каждого — 4,6 сантиметра. Каждое тело парит в отдельной вакуумной камере, между камерами 38 сантиметров. На свою рабочую орбиту в первой точке Лангранжа аппарат LISA Pathfinder должен встать через 10 недель после запуска, то есть в феврале 2016 года. Эта точка Лангранжа, обозначаемая также L1, представляет собой участок космического пространства, где гравитационные поля Земли и Солнца почти гасят друг друга. Она находится в полутора миллионах километров от Земли. Главное здесь то, что на тело, пребывающее в точке Лангранжа в неподвижности, не действуют никакие другие силы, кроме гравитационных сил со стороны Земли и Солнца. После пуско-наладочных шести недель в течение восьми месяцев на рабочей орбите будет проводиться технологическая демонстрация LISA Pathfinder, которая должна доказать, что две массы могут двигаться в пространстве незакрепленные, однако защищенные космическим аппаратом.
Работу детектора гравитационных волн в комментарии для EuroNews объяснил научный руководитель проекта LISA Pathfinder Стефано Витале (Stefano Vitale): “Если поместить две массы в состояние свободного падения без каких-либо пертурбаций, то при прохождении гравитационной волны вы получите эффект их ускорения, вибрации по отношению друг к другу. На протяжении ряда лет мы проводили много экспериментов в земных лабораториях, но только эта лаборатория, которую мы размещаем в межпланетном пространстве и которой управляем дистанционно с Земли, позволит нам достичь точности, необходимой для демонстрации присутствия гравитационных волн и возможности наблюдения за ними”.
Нынешний космический эксперимент — предшественник большого проекта по созданию космической системы поиска гравитационных волн, инициированного в 2001 году совместными усилиями НАСА и Европейского космического агентства. Для обнаружения предсказанных Эйнштейном волн планируется запустить в 2034 году усовершенствованный лазерный интерферометр — космическую антенну eLISA (Evolved Laser Interferometer Space Antenna).