По правде говоря. Замминистра проверили на искренность.

Кем быть, на какую стипендию рассчитывать, где стажироваться и почему не увеличивается аудиторный фонд после реорганизации вузов? На эти и многие другие вопросы пришлось отвечать заместителю министра образования и науки РФ Александру Климову во время открытой встречи со студентами в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова.
Держать ответ заместителю министра помогали председатель Российского союза молодежи Павел Красноруцкий, уполномоченный по правам студентов Артем Хромов и первый проректор Плехановки Леонид Брагин. На связи были также студенты из Питера.
Беседа началась с нововведений будущей вступительной кампании. Александр Климов отметил, что серьезных изменений не предвидится. Единственная существенная новость — снижается сумма баллов, которую абитуриент может получить за портфолио. В 2016 году выпускники школ смогут набрать лишь 10 баллов. В этом году было 20.
— В целом система не изменилась, — сказал Александр Климов.
Число бюджетных мест не сократится. Общежитий, возможно, станет больше. Дистанционное образование будет доступнее. Более того, по словам замминистра, студентам, прослушавшим курсы открытой платформы онлайн-образования, результаты зачтутся наравне со сданными в вузах. Причем такая практика со временем расширится.
Одним из самых волнующих стал вопрос о стипендиях. Молодые люди выразили свои переживания в связи с кризисом. Александр Климов уверил, что все стипендии сохранятся, несмотря на экономические трудности.
— Все гарантии государства по дополнительному обеспечению студентов за выдающиеся достижения в образовании, спорте и культуре будут выполнены. На дополнительную поддержку лучших студентов выделяется 500 миллионов рублей. И эта программа свернута не будет, — добавил он.
Александр Климов подчеркнул, что для министерства студенческие стипендии — одна из главных забот. Замминистра напомнил, что вузы сами вводят комплексные стипендии, дополнительные выплаты за научные исследования и спортивные достижения. В прошлом году, например, самые успешные студенты получали 49 тысяч рублей в месяц, а средняя стипендия в хороших университетах — 20-25 тысяч.
Поговорили и о практиках. Александр Климов посоветовал серьезно относиться к стажировкам. Ведь студенты проходят практику именно в тех организациях, в которых они могут потенциально трудоустроиться. Университеты, по идее, должны поддерживать такой целевой запрос. Кто-то из молодых людей поинтересовался, можно ли поработать в министерстве.
— Мы готовы принимать на практику студентов, которые хотят попробовать себя в федеральном органе исполнительной власти, — ответил замминистра. — Но только предупреждаю: работа у нас ненормированная, приходим в 9 утра, уходим в 10 вечера… Так что настраивайтесь трудиться серьезно.
Были и “неудобные” вопросы. К примеру, один молодой человек поинтересовался у чиновника, почему качество образования снижается, несмотря на все нововведения.
Александр Климов с такой постановкой вопроса не согласился. По его мнению, все как раз наоборот — качество образования повышается. Более того, у каждого учащегося теперь есть возможность строить собственную образовательную траекторию.
— Наши ведущие вузы демонстрируют не просто высочайшее качество образования, а по ряду параметров даже превосходят зарубежные университеты и колледжи, — рассказал он. — И переход на двухуровневую систему высшего образования, насколько я могу судить, ничуть не уменьшает, а, наоборот, повышает количество часов, необходимых для изучения тех или иных дисциплин. Ведь специалитет — это только 5 лет, а бакалавриат и магистратура вместе составляют 6 лет. Если вам кажется, что в вузе дают меньше знаний, чем нужно, никто не мешает изучать предметы самостоятельно, более глубоко. Новые ФГОС, делая упор на развитие самообразования, именно это и предполагают.
Коснулись студенты и весьма загадочного для них процесса слияния вузов. Замминистра напомнил, что учащимся, которых этот процесс затронул, нужно твердо знать, что в любом случае обязательно должны сохраняться программы обучения, по которым они зачислялись. То же самое касается и условий проживания в общежитиях и цен на коммерческое обучение. Так сказано в законе, и если учредитель не может выполнить все эти требования, то ответственность на себя берет Минобрнауки.
Один молодой человек заметил, что аудиторный фонд вузов уменьшается, и поспросил замминистра помочь его родному вузу с новыми корпусами и аудиториями. И даже назвал вполне пригодный, по его мнению, для университета мясокомбинат. Александр Климов выразил сомнение в том, что российским вузам не хватает аудиторий. Он также напомнил, что в стране действует программа строительства учебных корпусов и общежитий, и для каждого вуза — свое место в этой очереди.
В конце встречи Александр Климов пообещал студентам постараться решить все их проблемы, если это будет в силах министерства. Он также посоветовал студентам проявлять активность и в случае недовольства через своих представителей в студсоветах выдвигать требования руководству. Оно обязано их рассматривать и учитывать.
Павел Красноруцкий пообещал помочь молодым людям правильно организовать работу советов.
— Мы сейчас проводим Всероссийскую перепись студенческих советов не только в государственных и коммерческих вузах, но и в учреждениях СПО, — добавил он. — Нам важно выяснить количество и эффективность данных организаций, понять, чем они отличаются друг от друга, узнать, что им мешает нормально работать, обобщить положительный опыт и транслировать его на всю страну.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев