Свободный плацдарм. В МИРЭА умеют использовать преимущества “Википедии”.

В прошлом номере “Поиска” был подробно освещен визит основателя свободной энциклопедии “Википедия” Джимми Уэйлса (Jimmy Wales) в Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА). Пообщаться с легендарным ИТ-гуру, узнать его мнение о судьбах Интернета и дальнейшем направлении развития высоких технологий было любопытно многим. Однако вопрос, который мучил меня на протяжении всего выступления Уэйлса, касался вещей более прозаичных: способна ли “Википедия” служить эффективным инструментом образовательного процесса? Можно ли использовать ее не только как справочный материал для расширения кругозора, но и для тренировки определенных навыков, необходимых абитуриентам для успешного обучения в отечественных вузах, отвечающих за выпуск высококлассных ИТ-кадров? С этими вопросами я обратилась к заместителю директора Московского межвузовского, специализированного по школьно-студенческому творчеству и его информатизации в системе непрерывного образования, учебно-методического центра новых информационных технологий “Новые технологии обучения” (ЦНИТ МИРЭА-МГДД(Ю)Т) Ивану Дементьеву:

— МГТУ МИРЭА уже более 20 лет успешно участвует в развитии системы государственного бесплатного дополнительного образования: начиная с 8 класса, мы пытаемся создать для детей оптимальные условия перехода из средней школы в высшую. Эта работа ведется ЦНИТ МИРЭА-МГДД(Ю)Т на базе ГОУ лицей №1525 “Воробьевы горы” и Московского городского дворца детского (юношеского) творчества. Сочетание этих структур позволяет обучать школьников в лицее по базовому и расширенному профильному курсу информационных технологий, реализуя ряд инновационных методов обучения. То, на что в школьном расписании не хватает времени, но в чем действительно есть потребность, компенсируется кружками во дворце. В итоге в вуз наши выпускники приходят не только с некоторым представлением об ИКТ, что подтверждается баллами, набранными по результатам ЕГЭ, но и с определенной базой знаний, с конкретными навыками, необходимыми для эффективного последующего обучения.
ЦНИТ МИРЭА-МГДД(Ю)Т занимается разработкой и созданием особых средств информационной поддержки подобных образовательных программ. Основа некоторых — открытое программное обеспечение, материалы “Википедии”. Поясню подробнее: в современном мире, когда информация становится стратегическим ресурсом, умение ее быстро добывать, корректно оценивать релевантность — один из ключевых навыков. Например, если еще 100 лет назад ученый-физик смог бы прочесть практически 90% работ по физике, созданных и в его стране, и за рубежом, то сегодня объем человеческого знания столь возрос, что он будет не в состоянии осилить за всю свою жизнь и 10% таких изданий. Кроме того, зачастую исследователь специализируется в очень узкой области своего предмета, замыкается в ней, не видит междисциплинарных пересечений. “Википедия” — один из тех инструментов, который позволяет пользоваться знаниями, накопленными человечеством, достаточно эффективно. Она как нельзя лучше подходит на роль некоего обучающего плацдарма: с помощью свободной энциклопедии можно продемонстрировать учащимся, как правильно и быстро искать информацию, обрабатывать, анализировать ее и — самое главное! — оценивать релевантность, понимать, насколько полученный в процессе поиска результат отвечает заданным требованиям.
Возможности “Википедии” позволяют не просто охватить некоторое понятие, но и расширить его, найти взаимосвязи, которые в обычной энциклопедии или в книге, учебнике напрямую не обнаружатся. В “Википедии” все сразу перед глазами: информацию пользователь получает не отрывочными частями, не через краткое определение одного слова, а с помощью комплексного поля значений. Это принципиально новый подход к обучению в целом, а в области изучения информационных технологий такая компетенция сегодня является ключевой.
Приведу конкретный пример из нашей практики: школьник получает индивидуальное задание (в рамках аудиторного занятия либо как работу на дом), связанное с поиском информации. Допустим, ему надо понять смысл того же термина “релевантность”. Ребенок начинает разбираться, читает в толковом словаре сухое определение слова, и, скорее всего, мало что остается у него в голове. Кроме того, у него не формируется конкретный навык, он не осознает, как надо искать информацию, что от него хотят услышать преподаватели…
Но мы даем детям подсказку: во время выполнения задания заглянуть в “Википедию”. Там ученики сами проходят по тем “белым” местам, которые непонятны именно им, они полностью охватывают понятийное поле, необходимое для выполнения задания. Кроме того, появляется возможность для нахождения индивидуального подхода к каждому ребенку. В целом, мы получаем некую систему, которая, можно сказать, весьма “в духе” Болонского процесса: выполняя подобные задания, будущие абитуриенты получают и знания, и умения, и определенные навыки работы с новым, объемным материалом.
В ходе обучения наши ученики и сами пишут статьи в “Википедию”: ведь она дает определения не как классическая энциклопедия, ее задача — описать весь мир, создать некоторый виртуальный образ того знания, которое имеют люди. Если, например, у ребят существует своя футбольная команда класса, они могут создать о ней статью, найти какие-то взаимо­связи в Сети с другими подобными командами. Создав этот информационный ресурс, они тут же получают возможность для общения и сравнения своих результатов, достижений. В процессе написания и оформления такой статьи развивается все: от мышления до непосредственно компьютерных навыков. Кстати, важно, что не только сама идея систематизации информации в “Википедии”, но и конкретные технологии, на которых она строится, например ее открытый движок, могут свободно модифицироваться и использоваться для решения самых разных, в том числе и образовательных, задач.
Согласно статистике, выпускники, обучавшиеся по системе, разработанной в ЦНИТ МИРЭА-МГДД(Ю)Т, успешно поступают в такие столичные вузы, как МГУ им. М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГТУ МИРЭА и другие на ИТ-специальности. Причем не просто поступают, но и успешно продолжают учебу в сфере высоких технологий: процент “вхождения” — количество студентов, которые выдерживают самый сложный для вчерашних абитуриентов первый курс, — составляет 96-98%.

Анна ШАТАЛОВА

Нет комментариев