Дело к перелому? Страна созрела для смены экономического курса.

В Москве прошел Второй конгресс “Возрождение производства, науки и образования в России: вызовы и решения” (ПНО), в рамках которого состоялась третья сессия Конгресса работников образования, науки, культуры и инженерных специальностей (КРОН). Оба форума были посвящены анализу причин продолжающейся в России уже не один год стагнации производства, науки и образования.

Такие встречи начали проводиться недавно — в 2013-2014 годах. Люди, занятые высокотехнологичным производством, инновациями, образованием, наукой, культурой, пришли к выводу, что пора создать общую площадку для выражения полезных идей. Так появился КРОН, а чуть позже стали организовываться конгрессы. Общественную инициативу поддержали депутаты Госдумы из разных фракций.
Открывая нынешний конгресс ПНО, сопредседатель КРОН, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета МФЮА Александр Бузгалин с удовлетворением отметил: “Зарегистрировалось уже более 400 человек, и народ все прибывает”. Что неудивительно, ведь ситуация в важнейших для страны сферах сложилась очень непростая, и люди хотят высказаться. “Сегодня стране насущно необходима активная экономическая политика, четкие социальные приоритеты, отказ от бездумных проектов реформирования РАН и всей системы образования, — задал тон дискуссии А.Бузгалин. — Конгресс предлагает альтернативную модель участия граждан в решении проблем своей жизни”. Александр Владимирович отметил, что на форуме ведутся открытые дискуссии, он “плюралистичен в рамках единого спектра задач и направления”.
По мнению председателя оргкомитета Международного конгресса ПНО, директора Института нового индустриального развития Сергея Бодрунова, проблемы в экономике России вызревали очень давно. Причина известна — многие годы реализуется модель экономики, опирающаяся на сырьевую составляющую. Она себя исчерпала, и ее необходимо сменить на модель, которая восстановит приоритет материального производства и в которой реальный сектор экономики будет главным. Если проще — необходима реиндустриализация с внедрением новых производственных технологий.
Для выполнения такого сценария у России есть “три больших потенциала” — об этом на пресс-конференции накануне конгресса говорил научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. Это — природный и образовательный потенциал, а также “наличие инфраструктурных объектов, которые могли бы принести обновление индустриального каркаса”. По мнению Р.Гринберга, чтобы их сполна использовать, нужно решить две проблемы: поставить заслон примитивизации экономики и деградации человеческого капитала. “Сейчас очень много имитаций, особенно в системе образования”, — посетовал Руслан Семенович. Борьбе с такими имитациями должен “добавить пару” Московский экономический форум, запланированный на март будущего года. “Дело идет к перелому, власть начинает осознавать, что надо что-то делать”, — сказал российский экономист на пресс-конференции.
Как всегда, “пару добавил” бессменный первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию, член-корреспондент РАО, сопредседатель КРОН Олег Смолин. Он также считает, что страна имеет очень большие проблемы из-за порочности прежней модели развития экономики и общества. “Мы пережили индустриализацию, сейчас переживаем деиндустриализацию, готовимся к реиндустриализации”, — сказал депутат.
Олег Николаевич был вооружен цифрами. В начале 1990-х реальные показатели промышленного производства упали в 5,3 раза, легпром и “оборонка” “ушли вниз” в 10 раз. И сегодня по большинству натуральных показателей Россия так и не достигла уровня СССР.
По мнению О.Смолина, “очень важно, чтобы идеология импортозамещения не заместила идеологию новой индустриализации (шутка: импортозамещение — это замещение импорта из одной страны импортом из другой), чтобы с окончанием санкций не окончилась практика восстановления промышленности”.
ФЗ №253 о реформе (фактически ликвидации) РАН Олег Смолин назвал “глубоко ошибочным и порочным, с далеко идущими последствиями”.
— Да, нам говорили, что ученые не всегда правильно управляли имуществом РАН, — сказал он. — Наверное, это так. Теперь управляют чиновники. Результат — сворачивание научных исследований и колоссальный рост бумагооборота. По оценкам председателя думского Комитета по науке и наукоемким технологиям академика Валерия Черешнева, бумагооборот в учреждениях ФАНО вырос на два порядка (в 100 раз — А.С.). Проблема бюрократизации существует не только в науке, но и в системе образования.
Говорил О.Смолин и о человеческом капитале. Доказано, что вклад человека с высшим образованием в создание внутреннего валового продукта в среднем вдвое выше, чем гражданина без оного. Но сегодня этот капитал в экономике, по словам депутата, занимает положение тяжелой промышленности.
Федеральный бюджет на 2016 год Олег Николаевич определил, как “не только антиобразовательный, не только антисоциальный, но и… классовый”. Ведь в результате “принятия такого бюджета страдают практически все граждане РФ, но он не затрагивает олигархов”. Расходы на образование предполагается сократить на 53 млрд рублей (не только в абсолютных показателях, но и в долях от федерального бюджета, от консолидированного бюджета, от валового внутреннего продукта). Депутат предложил включить в резолюцию ПНО призыв к парламентариям не голосовать за этот бюджет.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, по мнению О.Смолина, “единственная, которая под развитием предполагает ликвидацию: она требует закрыть 40 процентов российских вузов и 80 процентов их филиалов”.
— Идет фактически свертывание системы образования вместо ее развития, — заявил депутат. — Мы считаем, что этот курс абсолютно неправильный. Кадры решают все. Сохранение системы высшего образования — фактор стабильности для России. Парламентское слушание по этому вопросу запланировано на начало следующего учебного года.
А есть ли у конгресса обратная связь с властями? Слышат ли конгресс в правительстве, в министерствах?
— В руководстве экономикой и наукой все всё понимают и знают, — говорит А.Бузгалин. — Альтернативы известны, но они не отвечают интересам господствующего экономико-политического класса. То, что я говорю, это — позиция моя, Бузгалина, есть и более мягкие взгляды на эту тему. Что касается гражданского общества — видите, участников стало гораздо больше. Нас слышит депутатский корпус, советник президента Сергей Глазьев к нам пришел. Резонанс в обществе есть, и он нарастает. Альтернативная концепция готова, она совершенствуется и обновляется.
Конгресс предложил систему рекомендаций по выходу на стратегию опережающего развития — реиндустриализацию — посредством конкретных шагов в политике и экономике, обновления законов о промышленной политике, науке и образовании…

Андрей СУББОТИН
Фото автора
На снимке: директор Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН Роберт Нигматулин  и Александр Бузгалин

Нет комментариев